Начать надо с того, что казнь Аввакума никак не относится к теме "борьбы внутри христианства" и носит чисто светский характер. Аввакум не остановился на чисто религиозном противостоянии, он рассылал много писем с призывами не подчиняться царю. Он подстрекал людей к массовым самоубийствам - и эти самоубийства реально имели место. Сегодня это назвали бы экстремизмом и подстрекательством к свержению власти насильственным путем. За такие вещи смертная казнь держалась до середины XX века.
Далее, "любить ближнего своего" - это очень интересная тема.
а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Мф, 18:6-9
И вот вопрос. Есть протопоп Аввакум, и есть сотни людей, которые по его слову сжигают себя, то разве любовь к этим людям не зовет остановить Аввакума? Если Аввакум ведет себя настолько неправильно, что это приводит и к гражданским бедам, и к тяжкому греху, убивающему его душу, то разве не надо остановить хорошего человека, чтобы он себе не испортил все вообще?
И его пытались остановить самыми разными способами, от трехдневного ареста до ссылки, его возвращали в Москву... От реформы до казни прошло 29 лет. Он 29 лет вел подрывную деятельность против и церкви, и против светских властей. Как понимаете, без любви к ближнему его бы прибили сразу, по дороге в ссылку.