Уважаемый Игорь! Первый завет был заключен еще с Адамом (Быт. 1:28; 2:2-3, 15-17), потом - с Ноем (Быт. 9:9-17), и с Авраамом, а также его будущими потомками. Бог всегда выступал инициатором завета. Правильно ли мы понимаем суть завета, права и обязанности обеих сторон?
Завет - это договор, союз, соглашение между между 2 сторонами, предусматривающий права и обязанности каждой. Если одна из сторон их нарушает, другая автоматически освобождается от выполнения своих обязательств по договору.
Со Своей стороны Бог обещал: дать Аврааму потомство (Бвт. 12:1-3), благословить его и потомков, а также другие народы. Отметим, что тогда евреев как нации еще не существовало. Они появятся только несколько поколений спустя, когда у Авраама родиться Исаак, Исаак родит Исава и Иакова, а Иаков - уже 12 колен Израилевых.
Богу от Авраама и его потомков нужны лишь послушание и вера, чтобы мы, люди всех времен могли "сохранять завет Мой":
"Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;
дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед.
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем" (Втор. 6:1-6).
Если мы любим Бога, то доверяем Ему, тогда Его заповеди не кажутся нам тяжелыми или невыполнимыми, несправедливыми. Если в нашем сердце и разуме Бог, то выполнение своих обязательств по договору происходит само собой. Тогда мы понимаем, что в завете с Богом присутствует любовь.
Если человеческий договор предусматривает взаимовыгодность, когда обе стороны преследуют свои интересы, то завет Бога с человеком заключается только в интересах человека, ради его блага. Потому что Бог обильно благословляет тех, с кем заключает договор, делает все мыслимое и немыслимое в нашем понимании для спасения каждой души по Своей огромной милости и любви к нам.
А что со своей стороны может дать Богу человек? Ведь без Божьей помощи и вразумления мы даже соблюдать Его заповеди не способны.
Планы Бога были масштабными. Он не просто обещал размножить Авраама и дать ему землю обетованную. Через потомков Авраама Господь желал остальным народам, которые предались язычеству и отдалились от Бога, показать, что восстановив отношения с Ним, они будут на истинном пути.
Исследуя Библию, мы видим, что Бог заключил завет не только с Авраамом, но и его потомками отдельно. Уже образовавшийся народ Он вывел из Египта. И уже на Синае заключит завет с евреями, чтобы они стали Его избранным святым народом.
"Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу" (Исх. 19:4-8).
Святость и избранность не значила, что евреи станут лучше остальных, как им самим потом казалось. Бог избрал их, хотя они были малочисленнее и слабее остальных народов, чтобы они являли остальным милость и любовь Бога.
"Уникальность израильтян не проистекала из их святости и праведности. Они стали избранными по причине благодати Божьей, дарованной им, и истин, которым они должны были следовать и как «царство священников» распространить по миру" (Истина для настоящего времени в книге Второзаконие).
А получилось наоборот. Путешествуя по Синайской пустыне, они постоянно роптали, проявляли недоверие Богу, противление Его воле, сомнение в Божьей благости, самовольство и т.п.
Из-за этого они 40 лет ходили по пустыне, хотя могли прийти в землю обетованную за несколько месяцев. И хотя Бог сказал, что отцы их не войдут в землю Ханаанскую, Он все равно не оставлял народ, на протяжении странствования Господь благословлял их, покровительствовал, удовлетворял все нужды: давал манну, воду из скалы, "одежда твоя не ветшала… нога твоя не пухла" (Втор. 8:3-4).
Бог продолжал быть верным обетованиям, которые дал Аврааму и его детям, потому потомки Авраама получали обещанное, несмотря на свое отступничество.
Заключение нового завета произошло позже, потому что евреи неоднократно нарушали условия старого завета.
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер. 31:31-33).
В основе нового завета лежало преобразование сердца. НО и этот элемент не был по сути новым, потому что и в старом завете Бог призывал к тому же:
"Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею.
Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его" (Втор. 30:10-14).
Посредством нового завета Христос стремился удалить каменное сердце израильтян — религию, исповедуемую лишь на словах. Иисус резко противопоставил религию уст и религию сердца. Вероятно, это и послужило причиной упрека духовных вождей:
"Лицемеры! Верно пророчествовал о вас Исайя: „Этот народ чтит Меня лишь устами, но сердцем далек он от Меня. Тщетно их богопочитание: человеческим заповедям учат они, как Моим“ (Мф. 15:7-9).
А лучшим новый завет назван, потому что в старом были прообразы, символы: священники, земное святилище, жертвоприношение животных. В новом же выступил сам образ - закланный Агнец Христос. Иисус стал Ходатаем нового завета для всех, независимо от национальности. Верующие в Бога - Его остаток - это не только некоторые евреи, но и мы. Как говорил Христос:
"Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин. 10:16).
Бог не устанавливал никакой фильтр. Бог нелицеприятен. Он любит и желает спасти всех.
"Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28).
Наступает конец света. Время пришествия Христа приближается. И Он пришел бы намного раньше, чтобы спасти Своих верных детей, а землю очистить от греха и зла. Но, как заверяет апостол:
"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2-е Пет. 3:9).
Мира и благодати вам от Господа!