Становление канона Нового Завета происходило в период с IV по V век. В это время разными авторами составляется множество списков каноничесих книг Нового Завета. Откровение является одной из книг, которая у одних авторов включается с канон, а у других не включается.
Вот некоторые канонические списки, в которых присутствует Откровение:
- "Канон Муратори".
- Список Евсевия Кесарийского (Откровение принимается с оговорвками).
- Клермонский каталог (1-я пол. IV в.).
- Список святителя Афанасия Александрийского.
- Список святителя Епифания Кипрского (ок. 375-377).
- Список Гиппонского собора (393).
- Списки Карфагенских соборов (397 и 419).
- Челтнемский стихометрический Каталог Моммзена (2-я пол. IV в.).
- Каталог святителя Иннокентия I (ок. 405).
А это одни из тех канонических списков, в которых Откровение отсутсвует:
- Список в 85-м Апостольском правиле (ок. 380).
- Список святителя Григория Богослова.
- Список святителя Кирилла Иерусалимского.
- Список в 60-м правиле Лаодикийского Собора (ок. 360).
Но Откровение не единственная книга, которую не сразу приняли в качестве богодухновенной. Послание к Евреям, Послания Иакова и Иуды, Послания к Филиппийцам, 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам в свое время не включались некоторыми авторами в канонические списки. И напротив, каноническими могли считаться книги, которые сегодня таковыми не являются, например: «Пастырь» Ермы, «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра», 1-ое и 2-ое Послания Климента.
Как видим, становление канона Нового Завета происходило не без трудностей, однако это время позади. Еще в V веке канонические списки Нового Завета были согласованы Западной и Восточной Церквями и стали включать в себя те 27 книг, вместе с книгой Откровение, которые мы сегодня считаем Священным Писанием.