Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк, специалист по истории Средневековой Франции  · 7 апр 2021

Мастер из «Разбитого горшка»

XVI век ознаменовал собой подъем интереса к национальным языкам в Европе. Альтернативу засилью латыни во всех сферах письменной жизни искали повсюду: неудивительно, что именно в это время повсеместно появляются грамматики национальных языков - испанского (1492), французского (1531), а чуть с опозданием и английского (1586).
В мире романских языков молодые, ещё неокрепшие, диалекты (а единого языка французского/итальянского/испанского, как мы знаем, ещё не было), словно трудные подростки, стремились оторваться от латыни, установив своё владычество. Но прежде было необходимо обзавестись собственной грамматикой, а еще лучше письмом. Здесь-то и выходит на сцену Жоффруа Тори, мастер из "Разбитого горшка", - книжной лавки на Малом мосту в Париже - издатель, гравёр и королевский печатник при дворе Франциска I.
Именно его перу принадлежит трактат "Цветущий луг" (Champ fleury, 1529), в котором Тори рассказывает, помимо прочего, о природе и правилах употребления различных шрифтов.
Отсылки к Дюреровским принципам построения шрифтов в трактате "Цветущий луг"
Гармония и поиски совершенного в природе и человеческом теле вполне отвечали ренессансному образу мыслей, атмосфере, которая царила в среде образованной части европейского общества.
Сегодня имя Жоффруа Тори по большей части ассоциируется с изобретением диакритических знаков во французском языке (accent aigu и accent grave), которые вошли в обиход со второй половины XVI века.
Шрифты Тори оказали значительное влияние на его знаменитого ученика - пуансониста Клода Гарамона, совершившего революцию в печатном деле Европы, создав группу гарнитур, которая сегодня известна всякому, интересующемуся историей письма и шрифтов в частности.
Антиква и курсив Клода Гарамона
Интересно было бы ещё почитать про европейцев, которые придумали после каролингского минускула и готики вернуться... Читать дальше