Энергетик по профессии. Интересы: лингвистика, психология. · 1 апр 2022
Дело в точках приложения сил. Если бы танк толкал ёж в районе центра тяжести, то, действительно, ему не составило бы никаких проблем просто сдвинуть его с места.
Но поскольку танк давит в верхнюю точку, создаётся довольно сильный крутящий момент, который, с учётом того, что опора на трёх точках довольно неустойчива к несимметричной нагрузке, и приводит к тому, что ёж не отъезжает в сторону, а придавливается к земле массой танка и проворачивается.
Историки говорят, что сразу после изобретения ежа во Второй мировой как раз с этим моментом случались казусы - на местах иногда делали ежи слишком большими (в чисто интуитивной надежде увеличить их останавливающую способность) вместо задуманного изобретателем размера в 80-100 см. И немецкие танки их просто сдвигали и не заморачивались. К счастью, с этим вопросом быстро разобрались, и противотанковые ежи оказались настолько эффективны, что их конструкция и по сей день не изменилась.
Танк наезжает на ёж… Ёж подминается под танк и одна или две " иглы" приподнимают его. Он накреняется и одна из гусениц повисает в воздухе… После этого танк не может двигаться вперед, потому что трансмиссия танка так устроена. Если есть "блокировка" осей, то танк будет вращаться на месте, пока не "зароется" в землю и не завязнет.