Консультант по ассортименту и категорийному менеджменту / Преподаватель-исследователь РЭУ... · 16 нояб 2021
Когда мы обсуждаем b2b модели электронной коммерции для начала стоит определить говорим ли мы про индивидуальный сайт компании (на котором можно запросить цены, консультации или напрямую подключить услугу) или же про некий маркетплейс, на котором собраны несколько поставщиков. В принципе, данные модели могут быть применимы к обоим форматам присутствия бизнеса в интернете, но чаще всего их используют в отношении маркетплейсов, так как там все их основные черты выражаются более ясно.
Теперь давайте определимся с каждой из моделей:
Buyer-oriented (ориентированная на потребителя площадка, чаще всего управляется группой покупателей, чтобы создать эффективную среду покупок. Участие в торгах на такой площадке снижает административные расходы и позволяет найти самое дешевое и выгодное предложение от поставщиков. Поставщики в свою очередь могут только рекламировать свои товары на данной площадке, не управляя напрямую процессом) - примером такой площадки служит сайт ExoStar, через который например работает Министерство Обороны США и на котором представлено более 1,5 тыс. компаний. Ключевой особенностью данного портала служит жесткая система участия в электронных закупках и возможность подключения к внутренним облачным сервисам для покупки тех или иных услуг и данных b2b в любое время (схема работа на примере ниже).
Supplier-oriented (торговая площадка, которая управляется большой группой поставщиков для создания эффективного канала продаж и повышения их видимости, а также получения потенциальных клиентов. Эту модель также можно назвать каталогом поставщиков, по функционалу обычно доступен поиск по продукту или предлагаемым услугам. Покупатели также могут получить доступ к информации о поставщиках, продуктах или регионе, с которыми они не знакомы) - примером может служить маркетплейс от Cisco (Cisco connection Online) или сайт Dell, на котором предлагаются не только товары самой компании (компьютеры и комплектующие), но и сопутствующие программные решения от других поставщиков. Из отечественных можно назвать биржу перевозок Cargomart, предоставляющие услуги по грузоперевозкам по России.
Third-party (также называют Intermediary-Oriented Marketplace Model, так как представляет собой модель, ориентированную на посредников, состоящую из торговых площадок, которые позволяют покупателям и продавцам общаться и совершать сделки друг с другом. Владельцы торговых площадок ведут журнал покупателей и продавцов, и главная цель - получение прибыли от таких ассоциаций) - здесь можно привести в пример более близкий нам маркетплейс для фермеров от Россельхозбанка "Свое фермерство", на котором однако можно не только найти продавца/покупателя, но и получить дополнительные услуги от самого банка, что делает этот пример даже более широким. Ну и классический пример Alibaba тоже еще никто не отменял ;-)