Если поступаете в такие вузы, как СПГХПА им. Штиглица или СПбГУПТД, то ждите рисунка, живописи и композиции (в последнем придется сдавать ещё историю искусств). Такие вузы, как ВШЭ, требуют вместо всяких рисунков и живописей одно творческое задание, оно у них довольно специфично проходит - сколько читал, так и не понял, как)) Но туда очень сложно поступить - мест мало, а стоимость баснословная.
Расскажу про основной контингент творческих вузов по дизайну в моём городе: СПбГУПТД, СПГХПА, СПбГИК, СПбГУ, Невский институт дизайна (крайне не рекомендую идти в эту шарагу), Рисунок несложный, хоть и специфичный, технический. На живописи в большей степени требуют красочность, эмоциональность, чем четкие построения.
На обоих испытаниях очень важно построение пространства - чтобы у вас всё в одной куче на краю стола не стояло, а было распределено по трем планам (разный тон линий, бледнение и охлаждение краски, теряющиеся контуры).
Проходят экзы в каждом вузе по-разному: на рисунок/живопись дают в среднем 3-4,5 часа, на композицию до 2х часов. Рисуют в 70% случаев натюрморты, но модельеру скорее всего нужно будет рисовать человека (но это вроде как опционально, что захотите). Очень любят узорчатые драпировки, цветные вазы-банки-склянки, букеты иногда, в ЛГУ ставили чучела животных, помню. На рисунке гипсовые фигуры любят.
Экзамен проходит так: вы входите в вуз и вместе с кучей таких же несчастных подходите к столику, называете свои ФИО и, возможно, направление, а далее вытягиваете билетик с номером кабинета и вашим персональным кодом. Так же может быть написан номер мольберта - это во многом определяет дальнейшее прохождение испытаний. Или же вас до экзамена определят в аудиторию.
Далее уверенным шагом поднимаетесь по лестнице, гремя тубусом и шурша папкой с бумагой, или же просто входите в аудиторию, коль она близко))
В аудитории находите свой мольберт. Напротив вас будет несколько постановок: от одной до трех. Выбираете понравившуюся и рисуете. Начало экзамена - приход смотрителя. Это обычно преподаватель какой-нибудь. Он озвучивает требования (?) и отмечает начало экза. Он следит, чтобы вы не фотографировали работы, не использовали телефоны и тд. Можно до его прихода порисовать и набросать постановку, но не рекомендую этого делать, ибо можно нарваться на стервозного дядьку, который выгонит за это.
Смотрит он не очень внимательно, иногда может вообще уйти (на подкурсах при вузе, когда был пробник, она сказала нам: "Я вас навещу через часа полтора"). НО не всегда так везёт. Проверьте ещё наличие камер, если хотите что-то послать своему учителю.
Когда время заканчивается, смотритель об этом возвещает. И вы сдаёте работы, подписанные вашим персональным кодом и номером мольберта. Конец экзамена не всегда означает, что у вас с руками будут вырывать работы. Иногда попадается достаточно мягкие смотрители, например, я ещё минут 20 свою работу по живописи дописывал, а все к тому времени уже ушли.
Вообще мухлевать, если умеете это делать, вполне реально. Люди и тайком отсылали учителям работы, и линейкой втихаря поправляли линии. На композицию приходили с уже заготовленными заранее композициями в голове, не раз проработанными. У меня, например, был эскиз со всеми размерами, взятыми с начерченной заранее работы на А2. У некоторых были с собой готовые работы и они подменяли сделанное на экзе на домашнее в процессе сдачи - камер как правило нет. НО!!! Это на подкурсах, и хоть они заточены были под реальные экзамены, настоящие условия могут немного отличаться.
Однако основные моменты - вот.
И маленький совет: сдавая живопись, лучше взять по возможности бутылку с водой и несколько баночек. Потому что в санузел построится очередь из желающих сменить воду. А, ещё стоит тряпочку тогда взять, чтобы мыть палитру, избегая очереди, но это по вашему желанию.
Немного об истории искусств: если её сдаёте, то учите изо всех сил. Списать там сложно, угадать тоже непросто. Избегайте лишних подробностей, в которых не уверены, используйте красивые, меткие, но нужные (!!) эпитеты при описании. Очень приветствуется знание техник, я так на знании техники иконописи выехал, вариант был пакостный, одно задание большое я вообще сделать не смог, а знание техники, полагаю, дело и поправило, до 89 баллов)) Смотрите искусствоведов: Алексей Шадрин, ВШЭ, Анастасия Постригай, Мария Назарова, Римма Тимофеева (СПбГУПТД, группа ВК есть), Николай Жаринов, канал Tojemneart, фильмы BBC, Вальдамер Янушчак. Записывайте в числе фактов и эпитеты, которыми они описали произведения искусства - пригодится. Если нужна помощь с историей искусства - обращайтесь, можем списаться, давно хотел заняться репетиторством;))
Удачи с поступлением!! Вроде всё рассказал ;)