В 1870-х годах сначала в Америке, а затем и в Европе врачи все чаще стали говорить о необходимости реформы женского костюма. В 1872 году в Англии была образована «Ассоциация рациональной женской одежды», которая выдвинула программу реформ, первым требованием которой были замена корсета на эластичный пояс и изменение белья. Ассоциация имела успех в отдельных странах, особенно в Германии и объявляла конкурсы проектов моделей рациональной одежды, «удобной в движениях и при работе, но отвечающей требованиям моды». Но коренных реформ женского костюма провести в то время не удалось.
В 1878 году в Англии возникает «эстетическое движение» во главе с Уильямом Моррисом, Джеймсом Уистлером, Оскаром Уайльдом. Участники движения стремились возродить пластические образы поздней готики и раннего ренессанса. В основу создания новых форм костюма они закладывали его функциональность и следование индивидуальным особенностям женщин без искусственных прикрас, характерных для моды 80-х годов XIX века.
«Эстетическое движение» не оказало непосредственного влияния на женский костюм своего времени, хотя платья, созданные по их эскизам, и находили своих поклонниц среди прогрессивных представительниц прекрасного пола. Но это движение можно считать предвосхищающим формирование современного костюма, для которого функциональность одежды, комфорт и простота стали нормой и необходимым требованием.
В 1890-е медики устанавливают, что для нормального состояния и работы женского организма следует отказаться от корсета и сделать опорными участками костюма только плечи. Так появляется почти прямое платье “Reform” с высокой, не подчеркнутой, а только обозначенной талией. Массовую популярность этот силуэт так же не получает, но имеет некоторое распространение: его поклонницей была, например, Эмилия Флёге (муза Густава Климта) - она не только носила, но и разрабатывала новые модели платьев “reform” в своём ателье. Большинство же женщин по-прежнему предпочитают иметь модную фигуру, моделируемую корсетом.
Но интенсивно развивающаяся техника, новые условия и образ жизни, рост числа работающих женщин в начале ХХ века требуют радикальных изменений одежды и, в первую очередь, корсетов. В 1910-х в них начинают вставлять куски эластичной резины для большей свободы движений, затем их делают полностью из эластичной ткани с резиновой «жилкой» и уменьшают длину металлической планшетки спереди.
С наступлением Первой Мировой Войны социальное положение большинства женщин всех европейских стран изменилось. Это стало, по существу, главной причиной рождения нового типа женского костюма. И хотя прежние эстетические нормы ещё какое-то время продолжают властвовать, через год после начала войны почти все женщины перестали носить длинный корсет.
Многие модельеры этой эпохи претендовали на звание «освободителя женщин от корсета» (Поль Пуаре, Мадлен Вионне, Коко Шанель...), но в большей степени это был естественный ответ моды на новую реальность.