"Черный бал" императрицы состоялся 26 января (7 февраля) в Аничковом дворце Санкт-Петербурга.
Началось всё в апреле 1862 года, когда наследник Александра II, цесаревич Николай Александрович неожиданно для всех скончался. Российский двор, как положено, объявил траур. По международному этикету во время траура в царской семье в одном из домов Европы отменяли все царские увеселения и в других странах. Однако в Австрии Фран Иосиф (Габсбург) траура не объявил и продолжал веселиться. Естественно, это вызвало напряжение между правящими домами России и Австрии. В России такого поведения не простили, и много лет спустя, в 1889 году, императрица Мария Фёдоровна по договорённости с мужем (император Александр III) так же не отменила бал, когда Австрия лишилась наследника своего престола кронпринца Рудольфа Габсбурга. К тому же, чтобы все поняли, что данный демарш является местью за давнюю обиду, велено было всем дамам быть на балу в чёрном (всё-таки траур). А чтобы совсем уже точно указать на австрийский двор, играли только венскую музыку - вальсы, контрдансы, мазурки.
Причём об этом сообщили всей знати только за три дня до бала. Естественно, все бросились спешно шить наряды и прилаживать к ним украшения (бриллианты, жемчуг), которые, кстати, великолепно смотрелись на чёрном.
Обер-прокурор Священного синода К. П. Победоносцев крайне резко отзывался об этой затее: "…танцевание в черных платьях является кощунством…". Участники же бала, напротив, были довольны необычным великолепием.
Интересно, что именно этот бал, в сочетании с балом в американском посольстве в 1935 году стал предтечей знаменитого Великого бала у сатаны в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".