Надо признать, что в системе обучения нет таких вопросов (проблем), по которым преподавателю не нужна специальная подготовка и методика. Конечно, нельзя сравнивать уроки рисования и начала матанализа, но каждый предмет имеет собственную специфику, которой учителю необходимо владеть для достижения эффективности обучения. Одним из главных курсов при подготовке педагогов является «Методика преподавания» той или дисциплины в школе/ссузе/вузе. Изложить здесь суть таких методик невозможно, но в общих чертах сформулируем основные условия для качественной работы преподавателя.
- В первую очередь учитель предварительно формулирует ключевые идеи/мысли и придает им информационную структурную оболочку. Непосредственно на занятиях он реализует свои навыки передачи этой информации. А для последнего преподавателю нужно обладать глубокими коммуникативными навыками, выражающиеся в словесно-описательных (вербальных) и невербальных (к примеру, графических, мнемотехники) методах передачи необходимых сведений/данных.
- В данном контексте важна постановка целей обучения и налаживание обратной связи с учащимися, развитие у них профессиональных навыков слушателя. В такой ситуации подготовленная педагогом информация и потенциал ученика/студента приходят в определенное равновесие.
3. Как правило, на методику преподавания влияет ряд факторов: потенциал обучаемых, наличие ресурсов, практики, требования ФГОС и т.д. В этой связи преподаватель должен обладать гибкими/мягкими навыками (к примеру, адаптивностью — качеством приспособления к изменяющейся среде).
4. Практика показывает, что при обучении сложным предметам (знаниям) важно делить материал на части, часто использовать невербальные приемы (например, карточки и другие иллюстрации), позволяя учащимся снять напряжение и повышать эффективность восприятия знаний. Одним из оптимальных методик является развитие у студентов/учеников навыков обработки информации и формулировки (пересказа) ее своими словами и т.д.