Осознанность в обучении - это чёткое понимание в процессе обучения того, что я делаю, зачем я это делаю, где располагается данный раздел знаний (умений) относительно общей картины осваиваемого знания, как это конкретное знание (умение) я могут применить. Поскольку обучение - это всегда взаимодействие, то отвечать на данные вопросы должен в каждый конкретный момент обучения как учитель, так и ученик. Однако это не так просто, как кажется.
Ответ на первый вопрос (что делаю) достаточно прост во время учения. Поскольку ученик только начинает что-то осваивать, то автоматизма ещё нет и большинство действий приходится совершать осознанно.
Но вот второй вопрос (зачем это делать) довольно часто ставит учеников в тупик. "Делаю потому, что так сказал учитель". Сказали приседать - приседаю, сказали решить 20 примеров - решаю, сказали выучить 15 иностранных слов - учу. Но ведь и многие преподаватели поступают не менее странно: "Отринь всякие сомнения и рассуждения, и делай то, что я велю! Потом поймёшь, зачем это нужно". Это "потом" и лишает всякого смысла настоящее действие, превращая его в пустое механическое делание. Замечено, что на этом этапе учения теряется до 50% осознанности. И потом её (осознанность) восстановить бывает непросто.
Ученик, в силу своей пока ещё недостаточной подготовки, не может самостоятельно увидеть всю картину той области знания (практики), которую он осваивает. И здесь совершенно необходимо специальное усилие преподавателя. Мы ведь в повседневной жизни действия свои совершаем не только в сию секунду, но и видим их продолжение/завершение. Странно было бы требовать от человека, чтобы он пришёл хоть куда-нибудь, не указав ему цели и не показав мира, по которому он идёт: "Иди! Вокруг не оглядывайся! Потом поймёшь куда шёл и где ты". Нонсенс, но именно так и поступают многие преподаватели. Они не показывают "карту местности", по которой ведут ученика. И при этом, на каждом шагу требуют от него осознанности.
И, наконец, практика. Мы учимся не для того, чтобы знать. Просто знание находится только сознании знающего. Миру оно бесполезно. Нужно и востребовано то знание, которое перешло в умение. "Я знаю, что такое электричество. Но розетку электрическую поставить не смогу. Боюсь перепутать провода". "Я знаю, как движется автомобиль. Но за руль не сяду. Не умею". Разумеется, не каждый элемент знания нужно переводить в умение. Но понимать, что данное знание рано или поздно приведёт меня к такому-то умению, необходимо. При этом, умения бывают разные, не только в области физических действий. Умение думать и рассуждать, говорить и общаться, учить и учиться - всё это тоже нужные умения. И хорошо бы чётко понимать, какое учебное действие приведёт к освоению данных умений.
Кстати, все перечисленные выше условия повышения осознанности прямо и активно влияют на мотивацию к учению.