Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Журналист, pr-менеджер  · 28 окт 2021

На краю природы: чёрный лес

В начале октября в Выксе открылась выставка «На краю природы: чёрный лес», посвящённая проблемам экологии. Экспозиция, в которой представлены работы 18 художников, развернулась на двух площадках моногорода: в Музее истории Выксунского металлургического завода и в арт-резиденции «Выкса».
«Извержение», Алина Бровина
«Выставка объединила художников разных поколений, из разных городов, живописцев, скульпторов, дизайнеров. Кажется, именно так и возможно нащупать стратегию построения «общего дома», ойкоса (по Бруно Латуру), целью проживания в котором будет призыв к осознанности потребления, разнообразию коммуникаций, поэтическому вчувствованию в окружающий мир, и в итоге помощь нашей планете выжить», – рассказывает куратор проекта, арт-критик и фотограф Анна Петрова.
Основным эмоциональным наполнением проекта, по словам организаторов, оказалась тревога – природа сегодня берёт реванш, её «дамоклов меч» опускается на наши головы, а сама экология остаётся «тёмной» и непознаваемой стихией: леса горят, океаны выходят из берегов, многие виды животного мира исчезают, а другие гибридизируют.
Анна Петрова, куратор многих выставочных проектов. Среди них: «Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях», «Максим Шер. Происхождение видов», «Простое равенство = внутренний модернизм» в рамках Молодёжной биеннале современного искусства (2016) и другие. Автор рецензий и статей на сайтах aroundart.org, www.colta.ru.
Лейтмотивом выставки «На краю природы: чёрный лес» стали лесные пожары 2010 года, вызванные аномальной жарой и отсутствием осадков и охватившие 20 регионов России. Историческая перспектива и расширение географии экологической проблематики позволили проанализировать и представить целую серию проектов, построенных на взаимодействии с природным. Какие смыслы и пластические решения в контексте заявленной темы предложили современные художники разбираемся вместе с Анной Петровой.
«Натюрморт осенний с грибами», Владимир Мизинов
В работах нижегородского наивного художника Владимира Мизинова читается непосредственный восторг от сбора грибов, походов с собакой в камыши или разглядывания знакомого в трениках Adidas на лесной поляне.
«Херовая осень», Сергей Сорокин
Оригинальным прочтением импрессионизма и пленэра становятся работы нижегородца Сергея Сорокина. Известный своими жанровыми портретами уличных музыкантов и бомжей, сценами на ночных улицах и в грязных дворах, в пейзажах, написанных в Сормово, Сорокин предельно лиричен. Излишней сентиментальности удаётся избежать сильным пастозным мазком: деревья сливаются с деревней, а бредущая по полю лошадь на глазах становится призраком.
«Михаил», Галина Каковкина
Композиции Галины Каковкиной, входившей вместе с Сорокиным в нижегородскую группу неофициального искусства «Чёрный пруд», строятся на оптическом эффекте – стволы деревьев и тени от них распределяются по холмам таким образом, что границы между ними стираются, ветки и заборы на грязном снегу усиливают чувство заброшенности, а черные силуэты растений становятся источниками смутной тревоги.
«У очага на улице Белинского», Андрей Оленев
Фигуративный живописный нарратив строит на досках нижегородский художник Андрей Оленев. Чёрно-желтая гамма сумеречного городского пейзажа передаёт ощущение локальной катастрофы: рухнувшего на жилой деревянный дом дерева или нападения стаи бродячих собак. Так, кажется, природа возвращает себе своё. Горящий у крыльца костёр читается «очагом»: этот источник тепла и света в окружении обшитых тёсом построек выглядит манящим и угрожающим одновременно.
«Конюшня» из серии «Ночные животные», Кирилл Гаршин
Живописный пейзажный медиум развивается и следующими поколениями художников. Ощущением саспенса и внутреннего напряжения исполнены и работы из серии «Ночные животные» художника воронежской волны Кирилла Гаршина. Он размышляет об актуальных проблемах современности и их возможном влиянии на общественное устройство будущего.
«Крылатка», Сергей Карев
Скульптурный медиум, как и живописный, сегодня также обращается к природоморфизму, заимствуя формы и пластику в окружающей флоре и фауне. «Крылатка» Сергея Карева распускает металлические крылья, прошитые сеткой труб и покрытые ржавчиной. Гигантское насекомое становится олицетворением опасности вмешательства в природный мир, способный мутировать самым непредсказуемым образом, генерировать новые вирусы и новые гибридные организмы.
«Похищение Европы», «Коллизии любви», Николай Акимов
Деревянные фигуры выксунского художника-самоучки Николая Акимова отсылают к традициям корнепластики Сергея Конёнкова и Степана Эрьзи. Собрав в послепожарных лесах Выксы выкорчеванные стволы, Акимов «увидел» в их корнях и наростах-капах берегинь, леших, динозавров, соловьев-разбойников, продолжив образный ряд советскими и европейскими героями: купающим красного коня (с мордой динозавра) юношей или боттичеллиевской Венерой.
Работа из серии «Рязань», Митя Нестеров
Документальным измерением выставки «На краю природы» становится проект Мити Нестерова, снимавшего рязанские пожары 2010 года. Его пейзажные композиции с обнаженным женским телом напоминают об уязвимости, казалось бы, мощного природного образования – леса.
«Без названия. Покровка, Новосибирская область», Александра Деменкова
Пронзительные чёрно-белые снимки Александры Деменковой деревенских жителей и их особенной коммуникации с животным миром – совами, собаками, лошадьми, цыплятами – сделаны на плёночную камеру в сельских «экспедициях». Здесь драматизм одиночества старух и бездомных подчёркивается общением с бессловесными тварями, многие из которых выращиваются людьми с понятными целями пропитания.
Работа из серии «Голова», Антон Кушаев
Мистическими и странными представляются объекты Антона Кушаева, поэтика которого отсылает к иконописным традициям, и складываются в оригинальные инсталляции органических форм.
Работа из серии «Взаимодействие между», Антон Мороков
Пересборку органики осуществляет в графике нижегородский художник Антон Мороков: перья распускают почки, стрелы становятся опорами для гнёзд, а ветки «цветут» птичьими головами.
«Человек», Маша Ламзина
«Ризома», Олег Матрохин
Маша Ламзина из Владивостока, Олег Матрохин из Краснодара работают с текстилем: одежда с вытравленными хлоркой растениями и барочные композиции из ткани и проволоки приглашают мимикрировать с лесом.
«…бузина. не передумал…», Илья Гришаев
Символами природного пограничья и чёрного леса оказываются работы Ильи Гришаева из Перми. Органические абстракции, «написанные» прямо на стене или вырезанные из чёрной бумаги, металлические узоры, отсылающие к исторической технике выксунского литья символизируют паттерны нашего привычного восприятия природного.
Выставка «На краю природы: чёрный лес» продлится до 11 января 2022 года (вход свободный, по регистрации) и станет частью культурной программы международной конференции «Искусство и практики гостеприимства», которая пройдёт в гибридном формате 25-28 ноября 2021 года.
Художники, участвующие в выставке:
Николай Акимов (Выкса), Вика Бегальская и Александр Вилкин (Москва), Алина Бровина (Москва), Кирилл Гаршин (Воронеж), Илья Гришаев (Пермь), Александра Деменкова (Санкт-Петербург), Галина Каковкина (Нижний Новогород), Сергей Карев (Санкт-Петербург), Антон Кушаев (Москва), Маша Ламзина и Алексей Коротков (Владивосток), Олег Матрохин (Краснодар), Владимир Мизинов (Нижний Новгород), Антон Мороков (Нижний Новгород), Митя Нестеров (Санкт-Петербург), Андрей Оленев (Нижний Новгород), Сергей Сорокин (Нижний Новгород).
На этих снимках - миллиарды звёзд. Если хотя-бы на 0.0000000 1% есть жизнь в любых проявлениях , то мы уже имеем... Читать дальше