Я вижу, как минимум, один весьма обстоятельный ответ, но хочу все же вставить свои пять копеек.
Во-первых, нецензурная лексика действительно была не только в современной литературе, но и в классической. У Пушкина, например, есть немало подобных произведений. Да и до Пушкина их писали. Тот же Иван Барков, ученик Ломоносова, известен, в первую очередь, как автор "срамных од" (которые по сути были пародией на классицистические оды того же самого Ломоносова).
Таким образом, мат нельзя назвать атрибутом только современной литературы. Зато можно смело списать на юношеский максимализм авторов. (У того же Пушкина, если память мне не изменяет, большинство нецензурных произведений относятся к раннему периоду).
К слову, упомянутый в другом ответе "Лука Мудищев", согласно мнению исследователей, был создан в первой половине 19 века, а значит не может принадлежать перу Баркова. Но это так, к слову.
Мат в современной литературе (и русской и зарубежной) - это часто дань авангардистской традиции. Этот прием используется с целью эпатировать публику или выразить крайне негативные эмоции. Причем, этой традиции никак не меньше сотни лет. Помните, у Маяковского "я лучше в баре [censored] буду"? Егора Летова считают продолжателем футуристической традиции.
В прозе мат нередко является средством характеристики персонажа/времени/среды. Например, сложно представить, чтобы герои того же Пелевина не матерились. Они же из 90-х, они так разговаривают.
Шокировать же читателя можно не только с помощью мата. Например, той же цели служит описание интимных сцен или насилия. Тем не менее, не могу не отметить, что эпатаж часто не является самоцелью. А автор просто хочет достоверно изобразить ту сторону жизни, неотъемлемыми атрибутами которой являются те же самые мат или насилие. Впрочем, современные авторы и в этом не оригинальны. Пьеса Горького "На дне", тоже описывает социальные низы.
В заключение хотелось бы добавить, что далеко не вся современная литература наследует традиции авангарда (в том числе и употребление нецензурных слов). Среди авторов, которые пишут сегодня, есть немало и тех, кто старается не материться. И речь не только про Акунина или Роулинг. Есть немало других поэтов и писателей, о которых вы, вероятно, просто не слышали. (А я не могу вспомнить с ходу, но, если вспомню, обязательно напишу в комментариях).