Напомнили о Нижнем Новгороде. Вы молодая Настя, не знаете что там в начале 2000-х проходили жаркие философские конференции как раз по этому вопросу.
Итак, что же делает человека человеком и вырывает из "лап" всеобщей обусловленности? Разумно-творческая способность сознания преобразовывать мир. Представлять его будущее, варианты развития, прогнозировать и проектировать.
Бытие - это всё, что окружает нас и является нами. Это мироздание, универсум и вселенные, это природа, люди, социальные и духовные измерения. Бытие - предельно общее представление о мире, материи, сознании, обществе, их структурах, строении и законах. Например, клетки нашего организма являются "частью вселенной" - входят в понятие "живая материя" и осуществляют свое бытие по своим, незаметным нам законам. В диалектическом материализме, отвечающем на основной вопрос философии (что первично - сознание или материя) соответствующим образом и опирающимся на законы диалектики и теорию эволюции, - бытие определяет сознание. То есть с одной стороны, появление сознания стало возможным в процессе эволюции живых существ от простейших к разумным. Во-вторых, социальное бытие, то есть условия жизни, отношения родителей между собой и к ребенку, уровень материального благосостояния, конфликтность или дружелюбность окружающего мира - все эти факторы оказывают влияние на формирование психики и сознания человека. Например, редко бывает когда ребенок, воспитывавшийся в конфликтной среде, где видел насилие и жестокость вырастет дружелюбным и открытым человеком. Плюс к психоанализу, очевидно доказавшему влияние среды на психику ребенка, генетики добавляют дополнительные факторы влияния бытия - это генетические предрасположенности, темперамент, наклонности и тд. Да, на фундаментальном уровне бытие влияет на сознание. Это доказывает пример детей-маугли, воспитывавшихся в волчьих или собачьих стаях. К сожалению пребывание в стае животных способствует нарушению мозговой деятельности, остановке в развитии и потере важнейших задатков, свойственных хомо сапиенс - познавательного интереса, способности к обучению и накоплению разнообразных знаний.
Социальное бытие обуславливает развитие человеческой личности с огромным набором его возможностей и способностей к их реализации. Значит, влияет на сознание фундаментальным образом.
Но помимо фундаментального, базисного уровня, сознание человека имеет творческо-преобразовательный потенциал, напрямую связанный с деятельностью разума и с таким его качеством как воображение. Да, большую часть времени мы проводим, воспринимая информацию, поставляемую миром. Когда слушаем родителей и учителей, решаем задачу, занимаемся спортом, когда готовим и читаем, когда смотрим новости или созерцаем природу, учимся водить машину или забивать гвоздь. Сознание выстраивает себя опытом, - апостериорным путем. Здесь оно как бы играет роль зеркала или приемника, который, принимая сигналы окружающего мира, преобразует их в соответствии с адаптивными системами восприятия и обработки информации. Все это нужно мышлению, чтобы поставлять нам картины существующего и строить прогнозы, чтобы анализировать изменения и новые знания и принимать решения. Это - вторая сигнальная система, свойственная человеку. Она обуславливает действие мышления и речи, способствует коммуникации, в том числе и в процессе обучения и применения полученных знаний.
Возникает вопрос - но если мы столь зависимы от природы, значит, полностью несвободны? Нет. Дело в том, что именно человек - единственное во всех известных мирах существо, способное преобразовывать действительность, менять ее, строить долгосрочные прогнозы, выходящие за рамки собственной жизни, представлять то, что ни разу и никогда не встречалось ему в реальности, верить в Бога, которого никогда не видел и знает, что не увидит (при жизни). Задолго до первого полета Юрия Гагарина в 1961 году в космос, писатель-фантаст Жюль Верн в 1856-м году предсказал полет на Луну. Он же чуть позже предсказал появление подводных лодок. Писатель Карл Чапек в 1920-м году предсказал появление роботов. А научное воображение вообще потрясает. В 350-х гг. до н.э. жил философ Демокрит, который ввел понятие атом - мельчайшая до невидимости, неделимая частица материи... И во многом оказался прав, за исключением неделимости. Но у него не было ни микроскопа, ни знаний о структуре и законах развития материи. Демокрит говорил, что вообразил атом в уме. И понял, что это - правда.
Философ Кант доказал, что вне зависимости от того, существует или нет Бог, наше сознание, а именно разум с его нравственными и онтологическими идеями "видит" его и оживляет, в виде религиозного догмата, иконописного образа, математической формулы, исходной логической константы-тезиса, морального законодателя. И неважно что в бытии его нет. Важно что к такому творческому видению и реализации ценностных его составляющих, способно только человеческое сознание.
Эта потрясающая способность - видеть то, чего нет, представлять, прогнозировать и внедрять самое лучшее из того, что проектирует разум, побудила философа Платона объяснить всё это наличием творческого трансцендентного бытия - мира идей, идеального мира, скрытого за пределами видимого. С тех пор начался процесс духовного оживления мироздания, прорыв в трансцендентное, возможный только в сфере человеческого сознания.
Эти две ипостаси - бытие внешнее, определяющее, и бытие внутреннее - сознание с его опережающей разумно-творческо-преобразовательной направленностью и способностью представляют собой единое целое - личностный мир человека, и обусловленный, и опережающий одновременно.