Вопросы и ответы по маркировке рекламы

Можно не читать, а смотреть

Открыть на YouTube

Что такое ОРД и для чего он нужен?

Оператор рекламных данных (ОРД) — это организация, которая регистрирует и хранит креативы, выдает идентификаторы ERID и передает информацию в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Без ОРД передавать данные в ЕРИР не получится.

Общие вопросы о маркировке рекламы

Какую рекламу нужно маркировать?
Согласно закону «О рекламе», нужно маркировать всю рекламу, которая распространяется в интернете на территории России. Вы сами решаете, является ли рекламой та информация, которую вы размещаете на своих площадках. В статье на сайте Яндекса мы собрали для вас всю информацию о маркировке рекламы. Если у вас останутся сомнения, что является рекламой, а что нет, проконсультируйтесь с юристом.
Можно ли размещать рекламу без идентификатора ERID?

Увы, нельзя. Перед запуском рекламной кампании нужно получить в ОРД идентификатор ERID для каждого рекламного креатива.

Нужно ли маркировать рекламу нерезидентам?

Согласно закону «О рекламе», нужно маркировать всю рекламу, которая распространяется в интернете на территории России, вне зависимости от наличия или отсутствия резиденства.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение правил маркировки рекламы?

Согласно Федеральному закону от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусмотрены следующие штрафы для физических и юридических лиц:

Не добавили пометку «Реклама» Не передали данные в ЕРИР, передали несвоевременно или передали неактуальные или неполные данные Не маркировали рекламу
Физические лица 2 000 — 2 500 ₽ 10 000 — 30 000 ₽ 30 000 — 100 000 ₽
Уполномоченные лица вашей организации 4 000 — 20 000 ₽ 30 000 — 100 000 ₽ 100 000 — 200 000 ₽
Юридические лица 100 000 — 500 000 ₽ 200 000 — 500 000 ₽ 200 000 — 500 000 ₽
Могут ли оштрафовать за рекламу без маркировки, опубликованную до 1 сентября 2023 года?

В пункте 6 на странице 128 статьи «Роскомнадзор разъясняет порядок учета интернет-рекламы» написано, что штрафы будут применяться к нарушениям, которые выявлены после 1 сентября 2023 года.

Если у вас есть креативы, которые продолжают размещаться, добавьте в них маркировку или удалите их. Например, скройте публикации с рекламой Маркета с сайта или вырежьте часть видео с рекламой.

А еще убедитесь, что вся ваша реклама отвечает требованиям. О них вы можете прочитать в статье Размещение креатива.

Если вы расторгнете договор с партнерской сетью Маркета, размещение старых креативов без маркировки все равно могут признать нарушением.

Можно ли использовать один идентификатор ERID во всех креативах?

Если креативы разные, то у каждого должен быть свой уникальный идентификатор ERID.

Если креатив не меняется или вы делаете его репост, можно использовать один идентификатор. Тогда в ежемесячной статистике передавайте общее количество показов с одним идентификатором.

Другой вариант размещения ERID может считаться некорректным и привести к получению штрафа. С размерами штрафов вы можете ознакомиться здесь.

Являются ли промокоды рекламой, нужно ли каждому промокоду присваивать идентификатор ERID?

Присваивайте идентификатор ERID конкретному креативу, а не промокоду. Один креатив может включать один или несколько промокодов.

Можно ли редактировать креатив, если я не хочу его удалять?

Поменять креатив полностью можно только в случае, если размещение еще не началось. После начала размещения можно вносить корректировки, которые не меняют содержание, смысл, объект рекламирования и тексты. Например, изменение шрифта или исправление опечатки.

Чтобы вносить другие изменения в креатив, получите новый идентификатор ERID.

Нужно ли маркировать рекламу в Instagram*?

По информации ФАС и Роскомнадзора, реклама, которая размещается в Instagram* для российских пользователей, должна иметь маркировку.

*Принадлежит компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена)

Нужно ли маркировать креативы в онлайн-витринах?

Нет. Размещение на товарных онлайн-витринах не считается рекламой и не попадает под требования о маркировке.

Действительно ли нельзя удалять публикацию с рекламой в течение года?

Закон не ограничивает удаление или редактирование публикаций. Однако если вы редактируете пост, который уже был размещен, он считается новым креативом — для него необходимо получить новый ERID и передать информацию о количестве показов.

Информацию о показах нужно передавать только для публикаций, размещенных в отчетном периоде. Если вы удалили публикацию, в следующем отчетном периоде ничего передавать не нужно.

Когда нужно передавать отчеты?

Отчеты нужно передать в течение 30 дней после окончания месяца, в котором размещалась реклама. Например, если вы размещали рекламу в сентябре, отчитаться нужно до 30 октября.

Вопросы о маркировке рекламы в Яндекс Дистрибуции

Я хочу маркировать рекламу в Яндекс Дистрибуции. Мне нужно регистрироваться в ОРД Яндекса?

Регистрироваться в ОРД Яндекса не нужно. При первой регистрации креатива в Яндекс Дистрибуции данные о вас, ваших договорах и площадках будут автоматически переданы в ОРД Яндекса.

Кто должен передавать отчеты о рекламе?

Партнеры Яндекс Дистрибуции обязаны самостоятельно маркировать размещенный креатив и отчитываться о нем. Подробнее об этом читайте в Политике дистрибуции.

Если вы получили идентификатор ERID в Яндекс Дистрибуции, ОРД Яндекса автоматически получит все отчеты и акты — для этого передавайте информацию о показах до 25 числа отчетного месяца.

Данные по показам виджетов партнерская сеть отслеживает и заполняет самостоятельно, а показы других креативов заполняет количеством визитов на Маркет.

Обязательно проверяйте данные по показам и при необходимости корректируйте. Автоматическое заполнение можно отключить и передавать данные самостоятельно.

Обязательно ли маркировать партнерские ссылки и виджеты, если у меня действует тестовый период?

Да, во время тестового периода тоже нужно маркировать рекламу.

Что необходимо указать в «общем описании креатива» для виджетов?
  • Виджет с поиском одного или нескольких товаров по наименованию или идентификатору: укажите «Яндекс Маркет» + названия этих товаров;
  • Виджет с поиском товаров по текстовому запросу: укажите «Яндекс Маркет, подборка товаров по запросу» + поисковый запрос;
  • Рекомендательный виджет: укажите «Яндекс Маркет» + название рекомендательной подборки.
Какую форму распространения выбирать при маркировке рекламы?
Выберите:
  • «текстовый блок» — если пост или статья состоят только из текста;
  • «текстово-графический блок» — для текстов с иллюстрациями или виджетов;
  • «баннер» — если креатив состоит только из баннера;
  • «видеоролик» — если вы записываете и монтируете видео заранее;
  • «видеотрансляция в прямом эфире» — для прямых трансляций с видео;
  • «аудиоролик» — для аудиозаписей и подкастов;
  • «аудиотрансляция в прямом эфире» — для радио или подкастов в прямом эфире, где нет видео.

Если ваш креатив не подходит ни под одно из этих описаний — выберите «другое».

Можно ли в блоке «Текст креатива» указывать только часть текста, если он слишком большой и не влезает в блок?

Размещайте тот текст, который вы расцениваете как текст рекламного креатива. Если рекламный креатив — это только часть статьи, укажите ее — это не будет нарушением.

Что необходимо загрузить в блоке по виджетам «медиа в рекламном блоке»?

Вы можете сделать скриншот виджета в превью конструктора виджетов и приложить ссылку на него на облачном сервисе или хостинге вашего сайта.

Действительно ли нужно хранить медиа на сервере или облачном хранилище в течение года?

Нет. До передачи в ОРД медиа хранятся у Маркета, а после — в ОРД в течение года.

Где можно найти уже сформированные идентификаторы ERID, чтобы использовать их в новых ссылках в том же креативе?

Зарегистрированные креативы и их идентификаторы ERID находятся в разделе Дистрибуции «Маркировка» на вкладке «Креативы». При создании новых ссылок, которые вы будете размещать с этим креативом, можно нажать на поле Начните вводить токен и выбрать значение уже полученного идентификатора или начать вводить название креатива, чтобы выбрать нужный ERID.

Можно ли в Дистрибуции не удалять старую регистрацию креатива, если он не размещался?

Регистрация креатива и присвоенный ему токен автоматически передаются в ЕРИР, поэтому удалить их в любом случае не получится.

Если вы ошибочно зарегистрировали креатив, можно не использовать эту регистрацию и полученный токен, однако лучше постараться избегать таких ошибок.

Нужно ли отправлять отчеты о размещенной публикации каждый месяц?

По условиям договора с Маркетом публикации размещаются бессрочно, а на странице 131 статьи «Роскомнадзор разъясняет порядок учета интернет-рекламы» написано, что токен ERID также действует бессрочно. Это значит, что ежемесячно подавать отчет о креативе нужно до тех пор, пока он размещается.

Как проверить, что данные переданы в ЕРИР?

Проверить, что данные о вашем договоре и креативах переданы в ЕРИР, можно на сайте https://erir.grfc.ru.

Вопросы о маркировке рекламы на интернет-ресурсах партнера

Если я использую изображение или баннер, обязательно ли размещать маркировку на изображении или достаточно сделать это в тексте, если ERID указан в ссылке?

Если в креативе есть ссылка, то ERID должен быть в ней. Если ссылки нет, укажите ERID в начале текста или на изображении.

Размещайте пометку «Реклама. ООО Яндекс, ИНН 7736207543» так, чтобы потребитель точно понял, к какой рекламе она относится. Требований к точному месту размещения закон не предъявляет.

Нужно ли добавлять в видео слово «реклама», если я добавил ссылку под видео? Нужно ли куда-то прикладывать ссылку на видео?

Указывайте «Реклама. ООО Яндекс, ИНН 7736207543. erid: _________» в начале рекламного отрывка. Например, если это 2-часовое видео с рекламными интеграциями, то рекламой будут только рекламные вставки. Показывать метку и рекламодателя на протяжении всего видео не нужно.

Можно ли добавить на картинку текст со словом «реклама» и ИНН, чтобы не вставлять текст под ней?

Да. По закону вы можете добавить надпись «Реклама. ООО Яндекс, ИНН 7736207543» в текст или изображение таким образом, чтобы она была видна.

Можно ли разместить один и тот же виджет, промаркированный одним ERID, на разных страницах? Будет ли это считаться одним креативом?

На наш взгляд, виджет считается креативом. Поэтому один и тот же виджет можно размещать на разных страницах с одним ERID. Если вы указываете на одной странице несколько разных виджетов (т.е. отличаются коды виджетов и критерии поиска товаров), то промаркируйте каждый виджет отдельно.

Если вы не знаете, что покажет виджет, опишите критерии поиска товаров.

Как обновить старые посты ВКонтакте, если там нельзя редактировать материалы старше 7 дней?

Обратитесь в техподдержку ВКонтакте. По закону все посты, которые размещены на 1 сентября 2023 г. по действующему договору на размещение, нужно промаркировать или удалить.

Откуда брать данные для показов постов в Telegram-каналах?

В Telegram-каналах просмотр публикации считается показом. Количество просмотров можно увидеть в правом нижнем углу поста рядом со значком глаза.

Нужно ли обновлять текст публикации, если цена товара на Яндекс Маркете изменилась?

Да, нужно. Закон о рекламе требует, чтобы информация в креативе была достоверной. Согласно п. 4 ч. 3. ст. 5 «Закона о рекламе» недостоверной считается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене товара.

За недостоверную рекламу предусмотрен штраф: 100 000 — 500 000 ₽ для юридических лиц и 4 000 — 20 000 ₽ для уполномоченных лиц.

Мы рекомендуем добавлять в публикацию дисклеймер: Цена актуальна на ДД.ММ.ГГГГ или Цена актуальна на момент публикации — тогда текст можно не обновлять.

Нужно ли обновлять или создавать новый креатив и получать новый ERID, если цена или продавец товара на Яндекс Маркете изменились?

Нет, если изменилась цена, — при условии, что в публикации есть дисклеймер Цена актуальна на ДД.ММ.ГГГГ. Если изменился продавец, также ничего делать не нужно — вы рекламируете Яндекс Маркет, а не отдельного продавца.