3.3.2. Правила атрибутирования участков дорог

Панель атрибутирования участка дороги выглядит так (на рисунке панель показана не полностью):

Приёмы атрибутирования участков дорог аналогичны приёмам атрибутирования всех объектов Народной карты.

При атрибутировании дорог следует обращать внимание на атрибутирование связанных с перекрёстками условий дорожного движения.

При атрибутировании участков дорог требуется выполнять правила, специфичные для них. Ниже перечислены атрибуты объекта Участок дороги и приведены правила задания значений каждого из них.

Внимание.

Атрибутируя участок дороги, а также дорогу в целом (см. раздел 3.3.3. Правила атрибутирования дорог), следует контролировать непротиворечивость задаваемых значений.

Например, если для участка дороги задан тип сооружения «Тоннель», то атрибуты «Уровень А» и «Уровень Б» должны иметь отрицательные значения.

3.3.2.1. Класс

Все дороги на Народной карте классифицируются по их значимости в транспортной системе: каждому участку дороги присваивается определённое значение атрибута Класс.

Класс дороги определяется типами и размерами населённых пунктов (и иных значимых объектов), которые она соединяет, а также её ролью в формировании связности дорожной сети.

В меньшей степени класс дороги определяют её физические характеристики. Наличие у трассы идентификационного номера не влияет на её значимость.

Так, узкая дорога с одной проезжей частью, связывающая два города, имеет более высокий класс, чем дорога с двумя проезжими частями и физическим разделителем, связывающая районы внутри города.

Задавая класс дороги, следует руководствоваться приведёнными ниже определениями дорог каждого класса, а также правилами:

  • При выборе класса дороги должна сохраняться связность дорожной сети: дороги каждого класса должны вместе с дорогами более высоких классов образовывать единую (связную) сеть. См. п. 3.3.1.1.1.

    В частности, в соответствии с этим пунктом не следует понижать класс дороги при прохождении её через населённые пункты (в отсутствие объездной дороги).

    Кроме того, дорога определённого класса не может быть связана с остальной дорожной сетью дорогами только более низкого класса. Такая связь должна обеспечиваться дорогами либо того же, либо более высокого класса.

    Исключения допускаются:

    • для территорий, изолированных от основной дорожной сети;
    • для пешеходных дорог, отнесённых к классу 7 — такие дороги не следует искусственно продлевать до автомобильной дороги:
      Правильно Неправильно
  • Среди равнозначных дорог следует выделять основные и наиболее предпочтительные для транзитного движения. Им присваивается более высокий класс. В частности, это необходимо, чтобы не перегружать центры городов множеством дорог одного класса.

  • На перекрёстках и развязках соединительные дороги и съезды, соединяющие дороги разных классов, получают низший из классов соединяемых дорог, даже в том случае, когда съезд может служить дублёром основной магистрали, кроме дорог, доступных только для общественного транспорта — участкам таких дорог внутри перекрёстков и на развязках всегда присваивается класс 7:

    • При выезде с магистрали на магистраль более низкого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса начиная с точки ответвления (с начала поворота или съезда).
    • При въезде с магистрали на магистраль более высокого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса до точки примыкания (до конца поворота или съезда):
    • При этом на развязках и перекрёстках дорог трёх и более классов может сложиться ситуация, когда съезды, которые по формальному признаку должны быть отнесены к одному классу, фактически принадлежат другому — именно к нему они должны быть отнесены при картировании.
    • Пример 1. На рисунке изображена развязка дороги № 1 (класс 2), дороги № 2 (класс 5) и дороги № 3 (класс 6).
    • Съезды № 4, 5, 6 и 7 соединяют дороги № 1 и № 2, поэтому и по формальному признаку, и по фактическому положению в дорожной сети они отнесены к низшему из классов соединяемых дорог — к классу 5.
    • В то же время съезды № 8 и № 9 фактически соединяют дорогу № 1 с дорогой № 3, поэтому они отнесены к классу 6:
    • Пример 2. Через перекрёсток проходит дорога класса 4 (на рисунке ─ фиолетовая); кроме неё, перекрёсток образуют две дороги: класса 6 (жёлтая) и класса 7 (зелёная).
    • При этом короткие участки (перемычки), входящие в перекрёсток:
    • а) помеченные красными стрелками ─ обеспечивают связность дороги класса 4;
    • б) помеченные синими стрелками ─ обеспечивают связность сети дорог класса 6 и класса 4 (верхний участок обеспечивает проезд с дороги класса 4 налево, на дорогу класса 6; правый участок обеспечивает проезд с дороги класса 6 наверх, на дорогу класса 4).
    • Поэтому классы на коротких участках (перемычках), входящих в перекрёсток, должны быть расставлены следующим образом:
  • На круговом движении сам круг имеет тот же класс, что и дорога с наивысшим классом, которая в него входит.

  • На дорогах, отрисованных в два ребра, перемычки для разворота должны иметь тот же класс, что и сама дорога (за исключением служебных разворотов — для них задаётся класс 8):

    Если перемычка является продолжением примыкающей дороги (например, на Т-образном перекрёстке) и не является разворотом (см. п. 3.3.2.7.6), то она получает класс примыкающей дороги (см. также п. 3.3.3.4.3. Состав дорог на перекрёстках):

    Если перемычка или съезд является продолжением примыкающей дороги класса 8 или 9, то их класс поднимается до класса 7:

    Если на перекрёстке дорога самого высокого класса не меняет направление, а перемычка является продолжением примыкающих дорог разных классов, её класс задаётся как наиболее высокий из классов примыкающих дорог:

Примечание.

Кроме класса участка дороги, дороги в целом характеризуются типом дороги, который задаётся в панели редактирования дороги, см. раздел 3.3.3.2. Тип дороги.

Класс участка дороги выбирается из списка (на рисунке показан не полностью):

При наведении указателя на строку списка в правой части строки отображается значок . При наведении указателя на этот значок отображается подсказка — краткое определение дорог выделенного класса.

Класс участка дороги задаётся по правилам выбора значения атрибута для конкретных дорог:

3.3.2.1.1. Автострады (класс 1)

Дороги государственного значения, имеющие официальный статус «Автомагистраль» и городские магистрали скоростного движения.

Примечание.

К городским магистралям скоростного движения относятся дороги в крупнейших городах с повышенным скоростным ограничением (более 90 км/ч), большим количеством полос и возможностью быстро преодолевать расстояния, минуя множество перекрестков – в основном, это крупные «кольца» вокруг городов миллионников (МКАД, КАД).

Дороги классов 1 и 2 дополняют друг друга и должны образовывать связную сеть. Например, участок трассы Е-30 в Польше в районе Миньск-Мазовецки.

3.3.2.1.2. Дороги государственного значения (класс 2)

Автодороги государственного и межгосударственного значения, образующие основной каркас дорожной сети в крупных и средних странах, и главнейшие транзитные трассы в небольших странах, связывающие их столицу (или крупнейший город) с сопредельными государствами.

В крупных странах сеть этих дорог связывает между собой административные центры административных единиц второго уровня.

В крупных странах к этому типу могут быть в виде исключения отнесены крупнейшие межрегиональные дороги, связывающие между собой несколько административных центров административных единиц второго уровня.

К этому же классу относят дороги, входящие в состав трансконтинентальных международных автодорожных сетей.

3.3.2.1.3. Межрегиональные дороги (класс 3)

Дороги регионального и межрегионального значения:

  • Второстепенные автомагистрали с твёрдым покрытием, соединяющие соседние страны.

  • Подъезды к крупным городам от дорожной сети 1─2 классов.

  • Шоссе, связывающие соседние административные единицы второго уровня.

В крупных городах и агломерациях к этому же классу относят важнейшие вылетные магистрали.

В обширных малонаселённых регионах к этому классу относят внутренние дороги длиной свыше 150 км.

3.3.2.1.4. Региональные дороги (класс 4)

Основные дороги внутрирегионального значения в административных единицах второго уровня:

  • Главные дороги, связывающие между собой

    • самые крупные (для данной страны) населённые пункты с региональным центром, с дорогами классов 1—3 или с соседними районами (если такая дорога не получила более высокий класс).

  • В обширных малонаселённых регионах — дороги длиной свыше 50 км, соединяющие между собой (и с дорогами высших классов) 5—10 сельских населённых пунктов или ведущие к посёлкам городского типа с населением свыше 5000 человек.

  • В населённых пунктах с населением более 100 000 — вылетные трассы внутрирегиональных направлений и магистральные улицы (кроме отнесённых к более высоким классам).

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

Вне населённых пунктов дороги этого класса могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам государственного значения.

Примечание.

Дороги без твёрдого покрытия, ведущие к административным центрам административных единиц третьего уровня, относить к классу 4 не следует.

3.3.2.1.5. Дороги районного значения (класс 5)

Основные дороги в административных единицах третьего уровня, не получившие более высокий класс.

За пределами городов к этому классу относятся дороги, проходящие через несколько небольших населённых пунктов (или ведущие к одному крупному населённому пункту) и соединяющие их с дорогами классов 1—4.

Также вне населённых пунктов дороги этого класса могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам регионального значения.

В городах с населением более 100 000 к классу 5 относят крупные транзитные улицы, соединяющие соседние части города, а также вылетные магистральные улицы, продолжением которых за городом служат автодороги местного сообщения, ведущие к ряду населённых пунктов сельского типа.

В населённых пунктах с населением менее 100 000 к этому классу относят основной транзитный проезд по городу (при наличии объездной дороги, имеющей класс 1—4).

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

3.3.2.1.6. Дороги местного значения (класс 6)

Основные дороги местного значения.

Вне населённых пунктов к этому классу относят дороги, не вошедшие в классы 1—5 и ведущие к отдельно расположенным населённым пунктам, коттеджным посёлкам и СНТ (или группам небольших близко расположенных населённых пунктов), которые не соединяются с основной сетью дорог дорогами более высокого класса.

В крупных массивах застройки сельского типа (в том числе садовых и дачных участков) это магистральные проезды и дороги, ведущие к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам районного значения.

В населённых пунктах к дорогам класса 6 относят основные улицы обособленных городских зон (районов, микрорайонов или входящих в состав города населённых пунктов), второстепенные транзитные улицы, связывающие соседние районы города (выезды из обособленных городских зон), а также улицы-дублёры шириной не менее трёх полос вдоль магистралей классов 1—4 (см. п. 3.3.2.7.5).

В небольших населённых пунктах этим классом обозначается основной транзитный проезд при объездной дороге, имеющей 1—5 класс.

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до одного из центральных перекрёстков.

Следует помнить, что физические характеристики дорог этого класса могут заметно различаться. Например, к классу 6 относится многополосный Шуваловский проспект в Санкт-Петербурге:



и улица Татищева в Екатеринбурге:



3.3.2.1.7. Дороги минимальной значимости (класс 7)

Все дороги (улицы) местного значения, имеющие собственные названия, не вошедшие в классы 1—6, технически пригодные для движения автотранспорта (в том числе — с запрещённым движением или объявленные пешеходной зоной), а также «перемычки» между двухрёберными дорогами.

В сельских населённых пунктах и СНТ с неименованными улицами к классу 7 относят основную сеть дорог, вдоль которых расположены ряды домов.

Как исключение, к классу 7 могут быть отнесены самые крупные проезды, используемые для въезда/выезда или транзита в многоэтажных кварталах большой площади (в том числе безымянные), основные дороги на территории крупных кладбищ, а также безымянные проезды, по которым возможно движение автомобилей в два ряда и более, автомобильный трафик на которых аналогичен трафику соединяемых дорог.

К классу 7 относят пешеходные улицы (например, московский Арбат, нижегородская Большая Покровская улица, улица Вана-Пости в Таллине). Движение по ним на автомобилях обычно запрещено знаками «Въезд запрещён» ( «Кирпич»), либо «Пешеходная зона», либо «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещённым движением (велопешеходная дорожка с совмещённым движением)». Для таких улиц задаётся доступность только для пешеходов и велосипедистов.

Примечание.

В исключительных случаях может использоваться знак «Движение запрещено», когда в соответствии с местными нормативными актами данные улицы имеют статус пешеходных (пешеходной зоны) и доступны только для автомобилей со специальными пропусками.

К этому классу относят также центральные дороги и аллеи в крупных пешеходных зонах (парки, памятники культуры, спортивные объекты и другие рекреационные объекты), образующие основной каркас дорожной сети этих зон (в частности ─ соединяющие основные входы в пешеходную зону). Такие дороги должны явно выделяться среди общей сети пешеходных дорожек и быть пригодны для проезда спецтехники. Для таких дорог задаётся доступность для пешеходов и велосипедистов.

Вне городов к классу 7 относят асфальтированные подъезды к небольшим населённым пунктам и СНТ длиной не более 1—5 км, а также улучшенные грунтовые, просёлочные, лесные, полевые дороги (в т. ч. ведущие через броды) или автозимники, являющиеся единственным или наиболее предпочтительным подъездом к сельскому населённому пункту (или к его части) или СНТ.

Если до населённого пункта проложена автомобильная дорога, то, независимо от наличия покрытия и состояния дороги, она должна иметь класс не ниже седьмого.

За пределами населённых пунктов к классу 7 относят подъезды с твёрдым покрытием к транспортным и хозяйственным объектам, базам отдыха, детским оздоровительным лагерям, достопримечательностям, а также сети технологических дорог с твёрдым покрытием внутри обширных промысловых районов или промышленных территорий.

Кроме того, к этому классу относят трассы крупных автодромов для соревнований (например, трассы Формулы-1).

К классу 7 относят также все строящиеся дороги, а также дороги, не планируемые к вводу в эксплуатацию (см. п. 3.3.2.3.9), кроме дорог класса 10 — пешеходных и велодорожек, и некоторые дороги-дублёры (см. п. 3.3.2.7.5).

К дорогам минимальной значимости также следует относить полосы, предназначенные для движения общественного транспорта и отделенные от основной дороги физическим разделителем.

3.3.2.1.8. Внутриквартальные проезды (класс 8)

Дороги, используемые только для подъезда к цели (адресной точке, достопримечательности), без транзитного движения:

  • 1) безымянные проулки и тупики в зонах индивидуальной застройки;
  • 2) внутридворовые и внутриквартальные проезды;
  • 3) дороги к небольшим промзонам, а также дороги на закрытых территориях промзон, организаций и учреждений, в том числе больниц, отелей, санаториев, домов отдыха и т. п.;
  • 4) съезды с автотрасс к АЗС и парковкам, проезды на территориях АЗС и по парковкам;
  • 5) ответвления от основных неименованных проездов и дорог в районах индивидуальной застройки (в т. ч. СНТ);
  • 6) внутренние проезды на территориях ГСК;
  • 7) трассы средних и малых автодромов, картодромов, мотодромов.
  • 8) служебные и технические развороты и съезды с крупных трасс и автострад, закрытые знаком «Движение запрещёно» (в том числе «бесплатные» въезды и выезды с платных дорог, не предназначенные для транзитного движения автомобилей):



Этот класс характерен для населённых пунктов, а за их пределами встречается, как правило, только в случаях, указанных в пунктах 3 и 4.

Для дорог этого класса всегда должна быть задана доступность для легковых автомобилей (кроме трасс автодромов, у которых выключаются все значения).

Примечание. По участкам дорог класса 8 могут проходить только неофициальные улицы. Присвоение неофициального названия дороге не является основанием для повышения класса её участков.
3.3.2.1.9. Полевые и лесные дороги (класс 9)

Лесные и полевые грунтовые дороги (не получившие более высокого класса).

В большинстве случаев к этому классу относятся малозначимые выезды из населённого пункта в сторону другого населённого пункта или вглубь ненаселённой местности.

Дороги этого класса в пределах населённых пунктов встречаются очень редко (только в зонах, где отсутствует плотная застройка, но которые административно относятся к территориям населённых пунктов).

Дороги этого класса не имеют названий и не имеют твёрдого покрытия.

3.3.2.1.10. Пешеходные и велодорожки (класс 10)

Дороги, по которым проезд на автомобиле технически невозможен или ограничен ПДД.

Это тротуары, пешеходные дороги в парках и на кладбищах, внутриквартальные пешеходные дороги (в том числе подходы к подъездам, осуществляемые с внутриквартальных проездов), пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги, пешеходные лестницы, пешеходные мосты и тоннели, а также улицы с названием, проезд по которым физически невозможен (например, представляющие собой узкие асфальтированные или мощёные дорожки).

Кроме того, к этому классу относят трассы горнолыжных курортов, беговые дорожки на стадионах и спорткомплексах, оборудованные лыжные трассы на лыжных и биатлонных стадионах.

У дорог этого класса всегда должна быть выключена доступность для легковых автомобилей и грузовиков.

Пешеходные переходы атрибутируются значением «Пешеходные переходы» атрибута Конструктивные особенности.

Именованные улицы, на которых запрещено автомобильное движение (например, улицу Арбат в Москве), относят к классу 7, а не 10 (см. п. 3.3.2.1.7).

Примечание.

См. также Раскраска дорог по классам.

3.3.2.2. Улица

В поле Улица панели указывается название той улицы (дороги), в состав которой входит нарисованный участок. Название задаёт принадлежность участка дороги к определённой улице.

Внимание.
Для дорог класса 8 данное поле заполняется только в случае, если название улицы является неофициальным и подтверждается одним из вариантов:
  • схемой или соответствующим постановлением администрации организации (разрешённой правилами к показу на карте), присвоившей название дороге;
  • адресом, который относится к указанной улице и разрешён к показу на карте.

Для дорог класса 9 поле не заполняется.

При вводе в поле символов, составляющих название дороги (улицы), открывается для выбора список дорог (улиц), уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

При заполнении поля следует учитывать также, что нередки частичные совпадения улиц и конкретный участок дороги может входить одновременно в состав нескольких улиц с разными названиями. Например, Беговая улица в Москве является частью Третьего транспортного кольца.

В подобных случаях, после того как первое значение задано, можно добавить нужное количество значений атрибута:

При заполнении поля:

  • Если улица на карте уже есть, её название выбирается из списка предлагаемых.

  • Если улицы на карте ещё нет, поле заполняется вручную: задаётся название новой улицы (тем самым она создаётся на карте). При задании названия дороги требуется выполнять Правила именования дорог (см. п. 3.3.3.3. Название дороги).

После того как объект сохранён, название дороги отображается в панели атрибутирования как ссылка:

Переход по этой ссылке открывает панель просмотра и редактирования атрибутов дороги, в том числе её состава (подробнее см. в разделе 3.3.3. Правила атрибутирования дорог).

3.3.2.3. Доступен для

В поле «Доступен для» задаётся доступность участка дороги для транспортных средств (ТС) и пешеходов. Значение атрибута определяется возможностью проезда по участку дороги на различных видах транспортных средств (ТС) или прохода по нему пешком. Транспортная доступность для всех ТС определяется при этом не физической возможностью проехать по дороге, а ПДД и дорожными знаками. Исключения из этого правила: доступность для общественного транспорта и велосипедов, а также доступность изолированных сетей дорог в труднодоступных поселениях.

Внимание.

В настоящий момент доступность для грузового транспорта не редактируется, а также не создаются маневры, которые действуют исключительно на грузовой транспорт.

Возможные значения атрибута собираются из комбинации значений доступности участка дороги для движения легковых автомобилей, такси, грузовиков, общественного транспорта, велосипедистов и пешеходов.

Значение атрибута задаётся нажатием нужной кнопки левой кнопкой мыши (последовательные нажатия включают/выключают признак доступности участка дороги для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, грузовиков, легковых автомобилей, такси). Включение/выключение признака маркируется отображением пиктограммы; при выключении признака доступности кнопка становится полупрозрачной:

При задании значения атрибута:

3.3.2.3.1

Для переходов включается только значение «Пешеход», при условии, что другие варианты не регламентированы ПДД страны, в которой находится переход.

3.3.2.3.2

Для автомобильных дорог:

3.3.2.3.2.1

Значение «Пешеход» необходимо включать, если вдоль участка автомобильной дороги тротуар отсутствует, но пешеходы могут двигаться по обочине.

3.3.2.3.2.2

Для автомобильных дорог значение «Пешеход» желательно выключать в следующих случаях:

  • Автомобильная дорога имеет класс 1 (Автострады).

  • Участок дороги является разворотом или перемычкой дорог, нарисованных в два ребра:

Примечание.

Если вдоль участка дороги класса 2-7 с обеих сторон нарисованы тротуары, либо с одной стороны нанесён тротуар, а с другой стороны нет ни тротуара, ни обочины, доступной для движения пешеходов, то отключение атрибута «Пешеход» на указанном участке желательно, но не обязательно.

Если вдоль дороги 8 класса нарисован тротуар, то доступность для пешеходов на этой дороге не выключается.

3.3.2.3.2.3

Кроме случаев, перечисленных в п. 3.3.2.3.2.2, для автомобильных дорог отключение значения «Пешеход» является более точным и предпочтительным, но не обязательным у следующих участков:

  • Автомобильная дорога имеет класс 2-7 и для движения пешехода по участку дороги нет физической возможности: у участка дороги нет ни тротуаров, ни обочины (норма применяется в зонах застройки).
  • Автомобильная дорога кратковременно перекрыта, либо в результате перекрытия не изменятся конструктивные особенности дорожного графа.
  • Дорога, вдоль которой тротуары не нарисованы (на рисунке — голубая), пересекает дорогу (коричневую), вдоль которой тротуар нарисован (жёлтый пунктир), и на которой значение «Пешеход» отключено, то значение «Пешеход» выключается на участке первой дороги между второй дорогой и тротуаром (указан красной стрелкой):

Примечание.

Если движение пешеходов возможно только по дорогам класса 7 (например, по улицам в частном секторе), доступность для пешеходов на этих дорогах не выключается, даже в ситуации приведённого выше примера.

Исключением из приведённых в данном пункте правил являются случаи, когда отключение доступности для пешеходов на перечисленных участках приведёт к образованию изолированной сети дорог с доступностью пешеходам. Для обеспечения пешеходной связности доступность пешеходам задаётся у минимального числа участков дорог и перемычек, соединяющих изолированные части сети с остальной сетью дорог в обоих направлениях движения.

Пример 1.

Есть изолированная сеть внутриквартальных дорог на предприятии (в промзоне); вдоль Лодочной улицы нет обочины.

Кратчайшая возможность связать пешеходную дорожную сеть этой территории с остальной сетью дорог — включить доступность пешеходам на перемычке (помечена красной стрелкой):

Пример 2.

Есть изолированная сеть дорог на территории гаражного кооператива (в промзоне); вдоль Косинской улицы нет обочины.

Кратчайшая возможность связать дорожную сеть этой территорию с остальной сетью дорог — включить доступность пешеходам на дорогах, помеченных красными стрелками:

3.3.2.3.3

Значение «Велосипед» включается у тех участков дорог, где взрослый (совершеннолетний) велосипедист имеет право ехать согласно ПДД.

Как исключение, значение «Велосипед» включается в ситуации, когда знаки 3.1 («Въезд запрещён») или 3.2 («Движение запрещено») установлены для запрета проезда легковых и грузовых автомобилей в обе стороны и фактически не запрещают проезда велосипедистов по участкам дороги. Например, такая ситуация часто встречается на проездах в парковых зонах.

Значение «Велосипед» выключается на Т-образных перекрестках у участков дорог, если они находятся между тротуаром и автомобильными дорогами, недоступными для велосипедистов.
  • Например, в ситуации на рисунке а) значение «Велосипед» выставляется, а в ситуации на рисунке б) — выключается:
  • а) 
  • б) 

Доступность велосипедистам участков дорожного графа, расположенных между рёбрами двухрёберной дороги:

  • отключается, если ПДД запрещает выезд велосипедов на эти участки;
  • не отключается, если выезд разрешен ПДД.

Значение «Велосипед» не отключается с тротуара, если он проходит вдоль внутриквартального проезда.

Как исключение, значение «Велосипед» выключается у дорог классов 9-10, по которым проезд велосипедиста физически невозможен или сильно затруднён.

Значение «Велосипед» также выключается на кратковременно перекрытых участках автодорог, либо если в результате перекрытия не изменятся конструктивные особенности дорожного графа.

Участки дорог класса 10, соединяющие тротуары с пешеходными переходами, считаются тротуарами и атрибутируются соответственно.

Внимание.

Правила задания доступности участков дорог для велосипедистов могут различаться в разных странах (в соответствии с местными ПДД).

3.3.2.3.3.1
Для выделенных велодорожек (см. п. 3.3.1.6.5. Велосипедные дороги) включается только значение «Велосипед» атрибута.

При этом доступность для велосипеда выключается с параллельно идущих авто- и пешеходных дорог, кроме случаев, когда весь тротуар вдоль автодороги отдан под велодорожку и у пешеходов в ближайшей доступности не существует альтернативной пешеходной дороги. В таких случаях на велодорожке включается доступность и для велосипедов, и для пешеходов.

Примечание. Параллельно идущими считаются:
  • для односторонних велодорожек — ближайший тротуар и ребро исключительно односторонней автодороги, вдоль которой расположена велодорожка;
  • для двухсторонних велодорожек — параллельно идущими пешеходными дорогами считаются ближайший и противоположный тротуары, а также ближайшая автодорога (или два разнонаправленных ребра дороги в случае её двухрёберной отрисовки).
3.3.2.3.3.2

Для надземных и подземных пешеходных переходов и лестниц значение атрибута включается при наличии пандуса, пригодного для спуска/подъема велосипеда.

При этом сам пандус, не отделенный от основной дороги физическим разделителем, отдельной дорожкой не отрисовывается.

Если же пандус физически отделен от дорожки или лестницы, то его отрисовка желательна, но не обязательна:

Примечание.

Если лестница является частью тротуара, на котором отключена доступность велосипеду, то для лестницы велодоступность также следует отключить.

При отрисовке лестниц, разделенных пролетами, тип сооружения «Лестница» присваивается только тем участкам, на которых она фактически находится (но также допустима отрисовка без разделения на лестницы и пролёты):

3.3.2.3.4

Значение «Общественный транспорт» включается для всех дорог классов 1─7.

Внимание.

Доступность для общественного транспорта (ОТ) на дорогах классов 1-7 может быть снята в исключительных случаях, когда это необходимо для правильной работы ниток маршрутов ОТ.

Снимать доступность для ОТ и редактировать доступность исключительно для ОТ разрешено только пользователям, имеющим экспертные права в слое «Транспорт» (см. 3.14.3. Правила создания и атрибутирования ниток маршрутов общественного транспорта).

Значение «Общественный транспорт» выключается для всех дорог классов 8─10, за исключением участков дорог, по которым проходят маршруты общественного транспорта (например, разворотные кольца на конечных остановках).

Также значение «Общественный транспорт» выключается для дорог, указанных в п. 3.3.2.3.6.

3.3.2.3.5

Если единственная автомобильная дорога на территорию закрыта знаком «Въезд запрещён», и движение под знак запрещено для всех, кроме спецтранспорта, то на этой дороге убирается доступность всем видам транспорта, кроме пешеходов и велосипедистов.

При задании значений атрибута для участков дорог с дорожными знаками «Движение запрещено», «Въезд запрещён» следует учитывать п. 3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах.
3.3.2.3.6

Для горнолыжных трасс, беговых дорожек и других подобных объектов необходимо включить значение «Пешеход» (и только его).

Для трасс автодромов, мотодромов и других подобных объектов необходимо выключить все значения атрибута.

3.3.2.3.7

Значение «Такси» включается для всех дорог классов 1─9, по которым ПДД разрешают движение такси.

Если въезд такси на территорию запрещён административно (без установления знака запрета на въезд), то на всех въездах на эту территорию и участках дорог, находящихся на ней, следует отключить доступность такси с участков дорожного графа.

Примечание.

При заполнении атрибута доступности следует учитывать, что такси не является общественным транспортом, движущимся по постоянному маршруту.

3.3.2.3.8

У дорог в поселениях, полностью изолированных от основной сети дорог, транспортная доступность задаётся следующим образом:

  1. Транспортная доступность задаётся согласно общим правилам, если в поселение есть возможность приехать/доставить автомобиль любым из следующих способов:
    • железнодорожным транспортом (возле поселения должна быть расположена железнодорожная станция, на которой возможна погрузка/выгрузка автомобиля);

    • водным транспортом (в таком случае обязательно должна быть нарисована паромная переправа между поселением и населённым пунктом, соединенным с основной сетью дорог, даже если такая переправа нерегулярна и расписание её работы неизвестно);

    • воздушным транспортом (возле поселения должен быть расположен аэропорт/аэродром/вертолетная площадка, на которые возможна доставка автотранспорта);

    • по ледовой переправе или зимнику (в таком случае обязательно должна быть нарисована ледовая переправа или зимник между поселением и населённым пунктом, соединенным с основной сетью дорог).
  2. Если в поселение нет возможности добраться ни одним из перечисленных способов, то у дорог в поселении задаётся транспортная доступность только для пешеходов и велосипедистов.
3.3.2.3.9

У дорог, строительство которых завершено, но их ввод в эксплуатацию не планируется и доступ на них закрыт, вся транспортная и пешеходная доступность выключается; им присваивается класс 7.

3.3.2.4. Направление движения

В поле «Направление движения» нажатием нужной кнопки задается разрешенное направление движения по участку дороги (с учётом направления отрисовки участка дороги — от начальной точки А до конечной точки Б):

  • А ⇆ Б — разрешено движение в обе стороны (из А в Б и из Б в А);

  • А → Б — разрешено движение по направлению рисования (из А в Б);

  • А ← Б — разрешено движение против направления рисования (из Б в А).

Атрибут «Направление движения» выставляется в соответствии с ПДД.

Для дорог класса 8 одностороннее движение может быть выставлено не только на основе совокупности знаков, но и исходя из фактически реализованной на местности схемы движения. Например:

  • наличие шлагбаума, работающего только на въезд или выезд с территории;
  • наличие на местности дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (достаточно для проставления одностороннего движения на участке между пересечениями автомобильных дорог, на который распространяется действие данного знака).

Если из-за реконструкции или ремонта на участках дороги с двусторонним движением временно организовано одностороннее движение, направление движения на этих участках не меняется. Информацию о перекрытиях одного из направлений движения просьба сообщать в сообщении об ошибке (в сообщении желательно указать сроки ремонта дороги).

Пешеходным переходам и дорожкам задается значение «Разрешено движение в обе стороны».

Указание одностороннего движения на пешеходных дорожках допускается в следующих случаях:

  • спортивные трассы, на которых организовано одностороннее движение на постоянной круглогодичной основе (например, лыжные трассы, велосипедные дорожки);

  • входы и выходы на территории массово посещаемых культурных, социальных и транспортных объектов, где посетители входят на территорию и покидают ее через разные пропускные пункты (например, так организован вход и выход на территорию Московского Кремля).

3.3.2.5. Уровень (А) и Уровень (Б)

Нажатием кнопок в полях Уровень А и Уровень Б для узлов начала (А) и конца (Б) участка дороги задаётся значение уровня узла:

Допустимые значения уровней:
  • 0 (уровень земли) — если пересечение участков дорог происходит на одном уровне, уровне земли. Например, на перекрёстках или на железнодорожных переездах.
  • 1, 2, 3 — уровни выше уровня земли. Например, на пересечениях автомобильной дороги, проходящей по мосту или эстакаде, с железной или автомобильной дорогой, проходящей на уровне земли.
  • -1, -2, -3 — уровни ниже уровня земли. Например, на пересечениях дороги, проходящей в тоннеле, с дорогой, проходящей на уровне земли.

Значения «Уровня А» и «Уровня Б» должны быть заполнены для каждого участка дороги.

Если пересекающиеся дороги пересекаются на одном уровне, в точке пересечения участки дорог должны иметь одинаковые значения уровня. Если же дороги пересекаются в плане, но расположены на разной высоте, в точке пересечения (в плане) эти участки дорог должны иметь разные значения уровней.

Если на местности одна дорога, проходящая по мосту, находится над другой дорогой на мосту (дороги расположены на разных уровнях и обе находятся выше уровня земли), то смена уровней участков моста, находящегося выше, должна производится максимально близко к пересечению проекций дорожных полотен указанных мостов, но без их видимого наложения на спутниковом снимке.

Правильно Неправильно

Если дорога, проходящая по мосту, расположена сразу над несколькими дорогами, также проходящими по мостам, то смена уровней в связи с пересечением проекций дорожных полотен производится единоразово, а не на каждом их пересечении (понижение уровня на участке графа, проходящем над двумя и более мостами, не производится).

Правильно Неправильно

Дорога, состоящая из нескольких участков дорог, должна быть логически связана правильно расставленными значениями «Уровня А» и «Уровня Б» для всех участков дорог, входящих в её состав (см. Примеры простановки уровней).

Для большинства участков дорог значения «Уровня А» и «Уровня Б» равны нулю.

3.3.2.5.1

Изменения значений уровней производится только при прохождении дорог (в том числе пешеходных) по мостам, тоннелям и по подземным парковкам (см. п. 3.3.1.1.6).

Если дорога проходит по стилобату, либо следует рельефу местности и, например, поднимается по склону или спускается в долину, то значения уровней не изменяются.

3.3.2.5.2

Участок дороги не может иметь значения Уровень А и Уровень Б, различающиеся более чем на единицу. Если разница значений составляет 2 и более, допущена ошибка в выделении участка дороги и он должен быть разделён на два (или более) участка.

Для обеспечения связности дорожного графа участкам пешеходных дорог в здании (разрешённым правилами к отрисовке), связанным лифтом или лестницей, следует задавать значения уровней, отличающиеся не более, чем на единицу.

3.3.2.5.3

Спуски и подъёмы подземных и надземных пешеходных переходов выделяются уровнями аналогично тому, как это делается для участков дорог других типов.

3.3.2.5.4

Участки дороги, атрибутированные типом сооружения «Мост», не могут иметь значения уровней начальной и конечной точек меньше «+1», даже если видимые перепады уровней отсутствуют (например, если мост проложен через небольшую реку):

3.3.2.5.5

Подъездные участки мостов и тоннелей, у которых значение уровней А или Б отлично от нуля, не должны иметь длину больше, чем длина самого моста.

Если на расстоянии, сопоставимом с длиной моста или тоннеля, у дороги нет ни одного пересечения с другими дорогами, на ней необходимо создать дополнительный узел для снижения уровня.

Например, на рисунке слева подъездной участок 0→1 имеет длину, заметно превышающую длину самого моста (1→1). Поэтому на этом участке следует создать дополнительный узел и разделить участок (на участки 0→0 и 0→1) таким образом, чтобы длина подъездного пути (0→1) имела длину, сопоставимую с длиной моста (1→1) — на правом рисунке:

3.3.2.5.6

Если дорожное полотно дороги, для которой нарисована схема HD, имеет переходный уровень (например, 0,1 или 0,-1), то конечный и начальный узлы участков дорог с переходным уровнем должны быть состыкованы с границей полотна HD.

При редактировании несостыкованных участков следует править именно участки дорожного графа, а не границы полотна HD. Если такое редактирование невозможно, необходимо оставить об этом фидбэк.

3.3.2.5.7. Примеры простановки уровней

На рисунках ниже приведены примеры простановки уровней в простых случаях:

а) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с рекой:

б) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с другой автомобильной дорогой:

в) На пересечении автомобильной дороги, проходящей в тоннеле, с другой автомобильной дорогой:

г) Примеры простановки уровней на развязках приведены в разделе Примеры простановки уровней участков дорог на развязках.

Внимание.

Необходимо строго соблюдать связность дорожного графа (см. пункт Связность): значение атрибутов «Уровень А» и «Уровень Б» должны меняться не только для участков дорог в тоннеле или на мосту, но и для соседних с ними участков. В противном случае дорожный граф потеряет связность.

При логических разрывах дорожного графа (в результате неверной простановки уровней) невозможно построить маршрут, проходящий через участок разрыва.

3.3.2.6. Тип сооружения

Атрибут «Тип сооружения» характеризует не собственно дорожное сооружение (они картируются как объекты категории Дорожные сооружения), а участок дороги (в том числе пешеходной), проходящий по такому сооружению (мосту, тоннелю и др.):

К участкам дорог, проходящим по мостам, на Народной карте относят участки дорог, расположенные на мостах (путепроводах, виадуках) через реки, дороги, овраги или другие физические препятствия. О границах мостов см. п. 3.8.1.1.3.

Примечание.

Если дорожное полотно имеет переходный уровень (например, 0,1 или 0,-1), то конечный и начальный узлы участков дорог с переходным уровнем должны быть состыкованы с границей полотна.

При выборе типа «тоннель» нужно обращать внимание на характерные признаки тоннеля, которые позволяют также сделать выбор в ситуациях «мост над дорогой или тоннель под дорогой»:

  1. Дорожное полотно:
    • либо проложено сквозь природные или искусственные возвышения (горные образования или дорожные насыпи),
    • либо (в зоне застройки и / или на дорожных развязках) уровень дороги постепенно понижается относительно уровня земли до въездного портала в тоннель.
  2. Наличие въездных / выездных порталов; именно они считаются границами тоннеля и участка дороги с атрибутом «тоннель».

При задании значения атрибута:

3.3.2.6.1

Часть дороги, проходящая по сооружению, выделяется как отдельный участок дороги независимо от того, в одно или два ребра нарисована дорога.

Начальный и конечный узлы таких участков задаются в точках въезда и выезда сооружения ─ в местах отрыва моста от поверхности земли (насыпи в состав моста не включаются) и в порталах тоннеля.

На рисунке красными линиями указаны корректные границы моста, а жёлтыми — некорректные:

3.3.2.6.2

Надземные и подземные пешеходные переходы помечаются значениями атрибута.

3.3.2.6.3

Значениями атрибута «Мост» или «Тоннель» не помечаются (значение атрибута — «Нет»):

  • Дорожные сооружения, состоящие из трубы и земляной насыпи, предназначенные для прохождения дороги над водным объектом.

  • Участки дорог, проходящие под арками в домах.

  • Участки дорог, проходящие по подземным парковкам.
  • Участки пешеходных дорог, проходящие по «настилам»:

3.3.2.6.4

Значение «Лестница» присваивается атрибуту во всех случаях, где участок дороги представляет собой лестницу.

Примечание. Исключение составляют случаи, когда участок дороги с лестницей в соответствии с Правилами не рисуется на карте. Например, если он представляет собой тротуар вдоль внутриквартального проезда, и не рисуется отдельным ребром (лестница в таком случае тоже не рисуется).
3.3.2.6.4.1

Улицы-лестницы. Например, часть улицы «Ланжероновский спуск» в Одессе:

В этом случае задаётся класс дороги «Улица минимальной значимости». Как правило, несмотря на перепад высот, уровни А и Б участка дороги в подобных случаях равны нулю:

К таким дорогам возможна привязка адресных точек.

Примечание.

Если лестница оснащена пандусом, доступность участка дороги для велосипедов остается включенной (при этом сам пандус, при условии, что он не отделен от основной дороги физическим разделителем, отдельной дорожкой не отрисовывается). Например:

3.3.2.6.4.2

Пешеходные лестницы, ведущие к мостам (там, где подъём для пешеходов отличается от заезда для автомобилей), лестницы, проходящие по склонам (в овраг или на холм), эскалаторы, спуски и подъёмы подземных и надземных переходов. Например, лестница, ведущая на Патриарший мост в Москве:

В этом случае задается класс дороги «Пешеходные и велодорожки», конструктивные особенности участка дороги «Пешеходный переход». В подобных случаях уровни А и Б участков дороги (концов лестницы) часто не равны нулю:

3.3.2.6.4.3

Лестницы подземных и надземных переходов.

3.3.2.6.5

Значение «брод» присваивается атрибуту на участках дорог, пересекающих неглубокое место в реке или ручье (которое можно преодолеть пешком или на автомобиле).

Класс участка дороги задаётся таким же, как у прилегающих участков дорог, выключается атрибут твёрдое покрытие и включается атрибут плохое состояние.

3.3.2.7. Конструктивные особенности

Значение атрибута выбирается из раскрывающегося списка. Доступные значения:

3.3.2.7.1. Отсутствуют

Участки дорог, не имеющие перечисленных ниже конструктивных особенностей (одну проезжую часть и т. д.). Значение по умолчанию.

3.3.2.7.2. Две проезжие части
Участки дорог, которые по правилам рисуются в два ребра, см. раздел 3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями).
3.3.2.7.3. Круговое движение

Участки дорог, объединённые в круговое движение (кольцо), что должно подтверждаться наличием дорожного знака «Круговое движение» либо комплекса знаков, аналогичных ему (в зависимости от страны):

Примечание.

В регионах, где отсутствуют открытые источники и иные данные о наличии знака/комплекса знаков, атрибутом «Круговое движение» отмечаются участки дорог, имеющие соответствующую специфическую геометрию в виде окружности (указанным участкам также обязательно проставлять атрибут одностороннего движения).

При рисовании круговых участков дорог можно воспользоваться инструментом рисования круговых участков.
3.3.2.7.4. Съезд

Участки дорог, предназначенные для разгрузки транспортных потоков и обеспечивающие связность дорожного графа.

  1. На одноуровневых развязках атрибут съезда присваивается односторонним участкам дорог, для которых отсутствует вариативность проезда (с участка возможно движение только в одном направлении):











    Если с участка дороги возможно движение больше, чем в одном направлении, то атрибут съезда ему не присваивается. В случаях, как на примере ниже, односторонним участкам дорог присваивается атрибут Две проезжие части.

  2. На многоуровневых развязках атрибут съезда присваивается участкам дорог, основным предназначением которых является съезд с дороги одного уровня на дорогу другого уровня:

  3. Атрибут съезда также присваивается попутным основной дороге участкам дорожного графа, отделенным от неё:

    • разделительной полосой:

    • автобусной полосой:

Примечание.

В том числе атрибут съезда присваивается полосам, используемым для парковки автомобилей или заезда во дворы, при условии что они выделены разметкой типа "Островок безопасности":



3.3.2.7.5. Дублёр

Участки дороги 1-7 класса, образующие дорогу-дублёр, которая выполняет следующие условия:

  • начинается и заканчивается на одной и той же дороге;
  • проходит параллельно ей на протяжении участка длиной от части квартала до нескольких километров и отделена от её основного хода физическим препятствием;
  • повторяет основной ход крупной улицы и идёт непрерывно на протяжении нескольких кварталов;
  • пересекается с другими участками дорог без изгибов, которых нет на основной дороге.

Дублёры предназначены для уменьшения транспортного потока основного хода дороги и его разгрузки на пересечениях с участками других дорог и внутриквартальных проездов:





Примечание. Если дорога, удовлетворяющая перечисленным критериям, имеет собственное название в формате «съезд ...», она атрибутируется как съезд, а не как дублёр.

Дороги-дублёры имеют класс не выше основной дороги:

  • дублёры дорог 1─4 класса, шириной не менее трёх полос, а также дороги-дублеры шириной 1─2 полосы, которые обеспечивают транзитный проезд с дорог класса 1─6 на дороги класса 6,— имеют класс 6;

  • дублёры дорог 1─7 класса шириной 2 полосы и менее — имеют класс 7.

3.3.2.7.6. Разворот

Значение задаётся для участков дорог только при наличии знаков и/или разметки, разрешающий разворот. Например:

  • ─ место для разворота или
  • ─ зона для разворота,

При этом данный участок не должен быть продолжением дороги 1─7 классов.

Примечание.

Если в картируемом регионе дорожные знаки типа «Место (Зона) для разворота» не используются, то значение Разворот атрибута Конструктивные особенности присваивается только участкам дорог, предназначенным исключительно для разворота — участкам, с которых продолжить движение возможно только в обратном направлении.

3.3.2.7.7. Пешеходный переход

Оборудованный участок дороги, предназначенный для пересечения дорог пешеходами (и велосипедистами, если это позволяют ПДД), выделенный знаками или соответствующей разметкой: подземные, наземные и надземные переходы, включая спуски и подъемы.

Этим участкам присваивается значение класса 10. Пешеходные дорожки.

На велопереходах через автомобильные дороги, на которых велосипедисту разрешено не спешиваться, атрибут «пешеходный переход» не задаётся.

Картируя подземные и надземные переходы, следует помнить, что они рисуются на карте не только участками дорог, но и объектами типа Дорожное сооружение.

3.3.2.7.8. Подъездная эстакада
Значение задаётся для участков дорог с типом сооружения«мост», когда с этого участка дороги осуществляется посадка/высадка пассажиров к значимому объекту (например, аэропорту или торговому центру).

3.3.2.8. Скоростное ограничение

Атрибут задаёт максимальную разрешённую скорость движения на данном участке (в км/ч или в милях/час).

Примечание.

Если в стране скорость измеряется в милях в час, то в значении атрибута указываем ограничение в милях/час, а не переводим их в км/ч.

Типичные значения скоростного ограничения можно ввести, нажав на нужное значение ниже поля (5, ..., 90). Если нужного значения среди ссылок нет, его можно ввести с помощью клавиатуры.

Для полевых (класс 9), пешеходных и велосипедных (класс 10) дорог скоростное ограничение не задаётся.

Если скоростное ограничение распространяется только на ночное время, оно не задаётся.

Внимание.

Значения скоростных ограничений должны быть кратны 5. При попытке ввести неверное значение откроется предупреждение об ошибке. Чтобы сохранить участок дороги, ошибку необходимо исправить:

При создании нового участка дороги значение атрибута задаётся автоматически, и если на участке дороги действует другое скоростное ограничение, то заданное значение следует поправить.

Если для участка двусторонней дороги установлены различные значения максимальной разрешённой скорости в разных направлениях движения, в поле Ограничение скорости указывается соответствующее значение для направления движения А→Б, а в поле Ограничение скорости Б→А — для направления движения Б→А:

Ограничение скорости Б→А не задаётся:

  • для участков односторонних дорог;
  • для участков дорог, на которых ограничение скорости в обоих направлениях движения совпадает.

Значения атрибута, задаваемые по умолчанию, приведены в таблице (НП — населённый пункт, Класс — атрибут 3.3.2.1. Класс).

Примечание.

Если участок дороги частично входит в границы населённого пункта, а частично — выходит за пределы его территории, ему будет присвоено меньшее из значений разрешённой скорости.

Страна

Класс 1

Классы 2-7

(НП)

Классы 2-7

(вне НП)

Класс 8

Россия 110 60 90 20
Украина 130 50 90 20
Беларусь 120 60 90 20
Казахстан 140 60 100 20
Абхазия 110 60 90 20
Грузия 110 60 90 20
Южная Осетия 110 60 90 20
Азербайджан 110 60 90 20
Молдова 50 90 20
Туркменистан 110 60 90 20
Таджикистан 110 60 90 20
Узбекистан 70 100 20
Киргизия 110 60 90 10
Армения 110 60 90 20
Латвия 50 90 20
Эстония 50 90 20
Франция 130 50 90 50
Турция 120 50 90 50
Литва 130 50 90 50
Латвия

110

с 1 марта по 1 декабря

90

с 1 декабря по 1 марта

50

90

20

Примечание.

См. также Раскраска дорог по скоростям.

Если знак ограничения скорости установлен сразу за перекрестком, то атрибут задаётся начиная от пересечения дорожного графа на данном перекрестке.

3.3.2.8.1

Атрибут может задаваться на любом участке дороги (кроме пешеходных или велосипедных), на котором установлено ограничение скорости либо в соответствии с ПДД (ограничения скорости движения по населённым пунктам, за пределами населённых пунктов, по автомагистралям), либо соответствующими запрещающими знаками:

Примечание.

Места установки дорожных знаков Начало населённого пункта и Конец населённого пункта (и точки изменения скоростного ограничения) часто не совпадают с административными границами населённого пункта.

3.3.2.8.2. Временные знаки ограничения скорости

Временные знаки ограничения скорости можно определить по жёлтой заливке фона внутри информационного контура знака (в отличие от жёлтого светоотражающего обрамления вокруг информационного контура у постоянных знаков):

Также временным считается знак ограничения скорости, который в любой комбинации сопровождается табличкой о проведении ремонтных работ на участке дорожного полотна:

Значение ограничения скорости с временных знаков задаётся только в случае, если они установлены на одном месте более чем на полгода из-за ремонта/строительства дороги.

Для прочих ограничений скорости временными знаками (ремонт, ограничение из-за дорожных или погодных условий и т. п.) следует задавать значение атрибута, руководствуясь постоянными знаками и/или ПДД.

3.3.2.8.3

Если для участка дороги установлены разные значения максимальной разрешённой скорости в разное время суток, то атрибуту задается дневное значение.

3.3.2.8.4

Если для участка однорёберной дороги установлены разные ограничения скорости в разных попутных полосах движения, то атрибуту задаётся значение, действующее для большего числа попутных полос. Если полос с разными ограничениями равное число, то задаётся наименьшее из ограничений.

  • Исключение: случай, когда ограничение фактически действует на ответвление от основного хода дороги, но знак установлен раньше, чем начинается ответвление.
  • Например, если знак установлен перед полосой, ведущей на ответвление в сторону эстакады:
  • ограничение ставится непосредственно от ответвления:

Если для участка дороги установлены разные ограничения движения для разных видов транспорта, то атрибуту задаётся значение, которое указано для легковых автомобилей.

3.3.2.8.5

Eсли для знака ограничения скорости, установленного перед одной или несколькими искусственными неровностями («лежачими полицейскими»), не указана зона его действия, и действие указанного знака ограничения скорости после его проезда не отменяется на местности знаком 3.25 «Конец зоны ограничения максимальной скорости», 3.31 «Конец зоны всех ограничений» или знаком ограничения скорости с другим максимальным значением, то ограничение скорости устанавливается следующим образом:

  • для одной искусственной неровности (ИН), находящейся посередине квартала — от знака на расстояние 10 метров;

  • для двух ИН, ограничивающих пешеходный переход — в соответствии со знаком, начиная от места расположения знака, расположенного перед первой ИН, до знака, установленного перед второй ИН в обратном направлении (если между ИН нет иных знаков, регулирующих скорость движения);

  • для ИН, находящейся непосредственно перед перекрёстком на дороге с двухсторонним движением — от знака до перекрёстка в направлении к перекрёстку;

  • для ИН, находящейся сразу после перекрёстка на дороге с двухсторонним движением — от знака 20 метров в направлении от перекрестка;

  • для ИН, находящейся на дороге с односторонним движением в самом начале или середине квартала (и отсутствует знак, отменяющий ограничение) — начиная от знака и 10 метров после него.

3.3.2.9. Твёрдое покрытие

Переключатель «Твёрдое покрытие» задаёт наличие твёрдого покрытия дорожного полотна участка дороги: асфальта, бетона или брусчатки (как, например, на улице Баррикадная в Москве).

Данный атрибут включается автоматически при создании участка дорожного графа (кроме участков 9-го класса), и должен быть выключен при наличии информации в открытых источниках, что покрытие на местности отсутствует (в том числе косвенной — например, при наличии ярко выраженной колеи):

Если по открытым источникам неясно, есть ли покрытие на дорожном участке, то атрибут твёрдого покрытия не отключается:

Деревянные настилы, гравийное и щебёночное покрытия на дорогах, доступных проезду автомобилей, к твёрдому покрытию не относятся.

Для пешеходных дорог твёрдым считается любое покрытие, кроме грунтового. Если покрытие частично разрушено, то предпочтительно проставлять значение «Да» атрибута твёрдого покрытия, но также допустимо его отключение.

Для дорог с покрытием проставляется значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков дорог — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Для паромных переправ проставляется значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен).

Разрешается снимать флажок переключателя «Твёрдое покрытие» для участков дорог, на которых производится плановый ремонт или обновление дорожного полотна со снятием твёрдого покрытия на срок более двух месяцев.

Значение «Нет» атрибута также присваивается загрязнённым участкам дорог, на которых невозможно определить наличие или отсутствие сплошного твёрдого покрытия. При этом таким участкам не присваивается атрибут «Плохое состояние».

3.3.2.10. Встречная/попутная полоса общественного транспорта

Данные атрибуты устанавливаются для участков дорог с встречной или попутной полосой общественного транспорта.

Участкам дорог, входящим в состав таких дорог, присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Переключатель «Встречная полоса общественного транспорта» задает наличие выделенной полосы для движения общественного транспорта в обратном направлении (на дорогах с односторонним движением).

Значение «Да» признака может быть задано только для участков дорог с односторонним движением (см. п. 3.3.2.4. Направление движения) и не имеющих разделительной полосы.

Переключатель «Попутная полоса общественного транспорта» задает наличие выделенной полосы для движения общественного транспорта в прямом направлении (только для участков дорог с односторонним движением).

Полоса ОТ на местности обозначается знаками и разметкой:

Если полоса общественного транспорта заканчивается непосредственно перед перекрестком и продолжается сразу после него, то атрибут проставляется без пропусков в графе (это замечание также касается пересечений с внутриквартальными проездами).

Примеры:

Несмотря на то, что полоса ОТ прерывается в месте заезда во двор, атрибут проставляется без разрывов:

Полоса ОТ заканчивается на стоп-линии и продолжается сразу после перекрестка, поэтому выделенные участки исключать не нужно:

В данном случае атрибут не проставляется на указанный участок, так как полоса ОТ заканчивается до перекрестка, а продолжается уже после круга:

3.3.2.11. Встречная/попутная полоса такси

Переключатель «Встречная полоса такси» задаёт разрешение движения такси по выделенной полосе для движения общественного транспорта в обратном направлении (на дорогах с односторонним движением), при наличии такой полосы.

Данный атрибут задается только для участков дорог с односторонним движением (см. п. 3.3.2.4. Направление движения) и не имеющих разделительной полосы.

Примечание.

Если полоса общественного транспорта на участке дороги закрыта знаком «Въезд запрещён», флажок переключателя должен быть выключен, поскольку под данный знак разрешено только движение маршрутного транспорта. Например:

Переключатель «Попутная полоса такси» задает разрешение движения такси по выделенной полосе для движения общественного транспорта в прямом направлении (на дорогах с односторонним движением), при наличии такой полосы.

Такси разрешено двигаться по выделенным полосам общественного транспорта всегда, за исключением случаев, в которых знак выделенной полосы общественного транспорта дополнен знаком 3.1 «Въезд запрещен»:

Внимание.

Участкам дорог, на которых присутствует полоса для встречного или попутного движения такси, присваивается значение «Да» соответствующего атрибута (флажок переключателя установлен).

Всем остальным участкам присваивается значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

3.3.2.12. Встречная полоса для велосипедов

Переключатель «Встречная полоса для велосипедов» задаёт разрешение движения велосипедов:

  • по выделенной полосе для движения общественного транспорта в обратном направлении (на дорогах с односторонним движением), при наличии такой полосы;
  • в случае, когда велосипеды могут двигаться во встречном направлении односторонней дороги, исходя из знаков и ПДД (даже в отсутствие отдельной выделенной полосы).

Участкам дорог, входящим в состав таких дорог, присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Значение «Да» признака может быть задано только для участков дорог с односторонним движением (см. п. 3.3.2.4. Направление движения).

3.3.2.13. В стадии строительства

Переключатель «В стадии строительства» позволяет показать, что участок дороги находится в состоянии строительства.

Таким участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Задавая значение «Да» этого атрибута следует также задать значение «Недоступен» для всех видов транспорта (см. описание атрибута 3.3.2.3. Доступен для).

При реконструкции и ремонте дорог признак «В стадии строительства» задаётся:
  • пешеходным дорогам — если движение перекрывается на срок более двух месяцев;
  • автомобильным дорогам — если реконструкция дороги продлится более трёх месяцев, и в результате реконструкции дорога изменит свои конструктивные особенности, например из дороги без конструктивных особенностей станет дорогой с атрибутом «две проезжие части».
Примечание. Если участок дороги временно становится двухсторонним (например, при закрытии на реконструкцию одной проезжей части дороги с двумя проезжими частями), необходимо изменить этому участку значение атрибута «Направление движения» на «Разрешено движение в обе стороны».

Информацию о перекрытиях движения, а также о кратковременных перекрытиях пешеходного движения по дороге просьба сообщать в сообщении об ошибке (в сообщении желательно указать сроки ремонта дороги).

Примечание. Если перекрытие автомобильной дороги является краткосрочным, либо в его результате не изменятся конструктивные особенности дорожного графа, то информацию о перекрытии следует сообщить в сообщении об ошибке и снять доступность пешеходам и велосипедистам на перекрытых участках дороги.

Рисовать на карте участки дороги «в стадии строительства» разрешается с момента начала подготовки местности к строительству данного участка (инженерно-геологические изыскания, вырубка деревьев, снос зданий, перенос ЛЭП, расчистка площадок для хранения техники и материалов).

Примечание. Для строящихся загородных трасс и крупных протяжённых дорог в пределах населённых пунктов, используемых для скоростного транзитного проезда и не имеющих одноуровневых пересечений с другими дорогами (например, СВХ в Москве), с момента начала подготовки местности к строительству допускается нарисовать все участки дорог, которые будут построены (исходя из документации на данном этапе), кроме участков, пересекающих существующие в настоящее время здания и территории (кладбища, промзоны и пр.).

В исключительных случаях, когда становится известно о возможном скором открытии дороги, участки дорог могут быть выведены из стадии строительства сотрудниками Яндекса до официального открытия.

Если уже существуют адреса, привязанные к запроектированной улице, однако на местности нет ни построенных, ни строящихся участков дорог, которые образуют эту улицу, допустимо нарисовать её проектное местоположение участками дороги «в стадии строительства».

При рисовании строящихся дорог следует выполнять правило связности дорожной сети. При ремонте или реконструкции дорог классов 6 и выше, необходимо повышать класс дорог, по которым организован объезд на время ремонта, чтобы не возникало разрывов сети дорог высоких классов. Также следует понижать класс дорогам, которые временно стали менее значимыми в связи со строительством или ремонтом.

Если при назначении участкам дорожного графа атрибута «В стадии строительства» смежные участки оказываются изолированными от основной дорожной сети, необходимо:

  • присвоить тупиковым участкам дорог 8 класса и выше класс 7 и установить указанным участкам атрибут «В стадии строительства»;
  • отключить доступность транспортным средствам с участков дорог 9 и 10 класса.

На карте строящиеся дороги отображаются пунктиром:

Все строящиеся дороги (за исключением дорог класса 10) относят к классу 7. Строящиеся дороги класса 10 (пешеходные) относят к классу 10 (см. также п. 3.3.2.1.7).

Правила именования строящихся дорог аналогичны правилам именования всех дорог (см. раздел 3.3.3.1. Правила формирования названий дорог).

3.3.2.14. Платная (признак платного проезда)

Переключатель «Платная» задаёт платность проезда по участку дороги.

Платным участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Всем остальным участкам — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Задавать значение «Да» атрибута следует всем участкам дороги, которые по официальным документам относятся к платной дороге (например, участкам автомобильной дороги М-3 начиная с 124 км по 173 км), а также участкам дороги, с которых проезд возможен только на эти платные участки (при этом в состав платной дороги не включаются отдельные изолированные участки).

Задавать значение «Да» атрибута не следует:

  • разворотам на платных участках, а также дорогам класса 8;

  • участкам дорог, которые служат для въезда на платные парковки (например, в аэропортах);

  • участкам дорог, которые оторваны от сети платных дорог и нарушают ее связность:

3.3.2.15. Плохое состояние

Переключатель «Плохое состояние» позволяет показать, что участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии.

Также атрибут задаётся для всех участков дорог, у которых задан тип сооружения «брод».

Таким участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Атрибут задаётся только для дорог классов 1–9.

Значение признака задаётся по следующим правилам:

  1. Если на участке дороги задано значение «Нет» признака твёрдое покрытие, то значение «Да» признака «Плохое состояние» включается только в том случае, когда по участку дороги невозможно проехать на легковом автомобиле в сухую погоду.
  2. Если на участке дороги задано значение «Да» признака твёрдое покрытие, то значение «Да» признака «Плохое состояние» включается, если на дороге есть необъезжаемые ямы, а для дороги, выложенной бетонными плитами,— если между плитами образовались крупные зазоры или сами плиты разрушены и в них образовались ямы и обнажена арматура.

Изменять значение атрибута можно только в тех случаях, когда смена плохого/хорошего состояния дорожного полотна происходит:

  • на отрезке дороги класса 1–7 или 9 длиной не менее 200 метров (или протяжённостью минимум в один квартал);
  • на участке дороги класса 8, либо ограниченного с обеих сторон пересечением не менее трёх участков автомобильных дорог, доступных для проезда автомобилей, либо ограниченного с одной стороны описанным выше пересечением и тупиковым — с другой (изменение атрибута должно происходить без создания новых пересечений участков дорожного графа).
Примечание. В пределах населённых пунктов дополнительные участки дорог для выставления атрибута не создаются (участки дорог не разрезаются).
Пример № 1:

На рисунке стрелками показаны участки дорог c плохим состоянием; при этом участкам, помеченным красными стрелками, значение «Да» атрибута «Плохое состояние» не может быть присвоено, помеченным синими стрелками — может:

Пример № 2:

На рисунках показаны участки дорог класса 8, находящиеся в плохом состоянии, которые разрешено отметить значением «Да» атрибута «Плохое состояние».

Ниже представлены изображения дорог, которые помечаются на Народной карте атрибутом «Плохое состояние».

  1. Дорога из бетонных плит в плохом состоянии:

  2. Дорога из бетонных плит в плохом состоянии:

  3. Асфальтированная дорога в плохом состоянии:

  4. Асфальтированная дорога в плохом состоянии:

  5. Асфальтированная дорога в плохом состоянии:

  6. Дорога без твёрдого покрытия в плохом состоянии:

  7. Дорога без твёрдого покрытия в плохом состоянии:

3.3.2.16. Жилая зона

Переключатель «Жилая зона» задаёт ограничение движения по участку дороги.

Значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен) задаётся для участков дорог классов 6 или 7, движение по которым ограничено знаками «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено» или «Жилая зона», а также участкам дорог на территориях, ограниченных знаком «Въезд запрещён» («кирпич») с поясняющей табличкой, указывающей, что дорога предназначена для частного доступа:

При этом:

  • Если все или часть въездов на территорию по дорогам классов 1—7 ограничены знаками («Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено» или «Жилая зона») или комбинациями этих знаков со шлагбаумами, то для всех дорог классов 6 и 7 внутри этой территории устанавливается значение «Да» атрибута.

    Например, если часть въездов на территорию застройки (указаны красными стрелками) ограничены знаками «Жилая зона», то для всех участков дорог классов 6 и 7 в пределах этой территории (выделены окантовкой) задаётся значение «Да» атрибута:

  • Если на дороге класса 6-7

    • установлен знак «Жилая зона», то она помечается атрибутом «Жилая зона» до знака «Конец жилой зоны»;
    • с обеих сторон квартала установлены знаки «Движение запрещено» или «Движение механических транспортных средств запрещено», то она помечается атрибутом «Жилая зона» в пределах этого квартала.

    Как исключение: если на общедоступной дороге класса 6-7 (не помеченной атрибутом «Жилая зона» из-за установленных в других местах знаков) с одной стороны проезд ограничен знаком «Движение запрещено» или «Движение механических транспортных средств запрещено», а с другой стороны проезд беспрепятственен, то она не помечается атрибутом «Жилая зона», но в ближайшем пересечении автомобильных дорог перед знаком добавляется ограничение на въезд. См. также раздел 3.3.4. Условия дорожного движения.

    Например, если часть дороги закрыта знаками «Жилая зона» (указаны красными стрелками), то для всех участков дорог класса 7 выставляется значение «Да» атрибута:

  • Если на дороге класса 6-7 установлен знак «Жилая зона», но при этом нет знака «Конец жилой зоны» и невозможно определить, какая именно зона ограничена знаком, значение «Да» атрибута не проставляется.

    Например, если знак установлен в месте, указанном стрелкой, и знаков «Жилая зона» и «Конец жилой зоны» больше нет, значение «Да» атрибута не устанавливается: