Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 69 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#469

1. Задание#T11636

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Древнейшие водяные часы были двух видов: наполняющиеся и вытекающие. (2)Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определенного момента, но не сколько времени вообще. (3)________ они применялись в суде для ограничения времени ораторов.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. В древние времена водяные часы — наполняющиеся и вытекающие — использовались в суде, так как давали возможность узнать, сколько времени прошло с определённого момента.
  2. В древности существовали наполняющиеся и вытекающие водяные часы.
  3. Раньше водяные часы применялись в суде для установления регламента.
  4. Водяные часы делились на два вида (наполняющиеся и вытекающие) и позволяли узнать точное время.
  5. В древности наполняющиеся и вытекающие водяные часы позволяли узнать, сколько времени прошло с определённого момента, по этой причине их использовали в суде для ограничения времени выступающего.
В поле для ответа запишите номера, соответствующие выбранным утверждениям, подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

2. Задание#T11637

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Древнейшие водяные часы были двух видов: наполняющиеся и вытекающие. (2)Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определенного момента, но не сколько времени вообще. (3) ________ они применялись в суде для ограничения времени ораторов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста?
  1. Например,
  2. Во-первых,
  3. Даже
  4. Правда,
  5. Но
Запишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

3. Задание#T11638

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Древнейшие водяные часы были двух видов: наполняющиеся и вытекающие. (2)Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определенного момента, но не сколько времени вообще. (3) ________ они применялись в суде для ограничения времени ораторов.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором () предложении текста.
ВРЕМЯ, -мени, ср.
  1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
  2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени?
  3. Промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время.
  4. Определённый момент, в который происходит что-н. В. обеда. В любое в. дня.
  5. Период, эпоха. Во время (времена) Петра I.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11639

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. жАлюзи
  2. создАв
  3. сОгнутый
  4. мозаИчный
  5. углубИть
Запишите цифру, соответствующую выбранному слову.

5. Задание#T11640

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • Эсперанто — ИСКУССТВЕННО созданный язык, возникший не сам по себе.
  • Интеллигентный человек стремится к знаниям, к ГЛУБОКОМУ изучению истории и культуры народа.
  • У горлицы большой зоб, который ОТЛИЧАЕТ её от других птиц.
  • Гладиолусы — это ВЫСОТНЫЕ, с крупными яркими цветками самой разнообразной окраски растения.
  • Я на правую руку НАДЕЛА перчатку с левой руки.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово в поле для ответа строчными буквами.

6. Задание#T11641

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • пять КИЛОГРАММОВ
  • в ТРЁХСОТ метрах
  • ЛУЧШЕ всего
  • все ПРОФЕССОРА
  • ПОЕЗЖАЙТЕ на дачу
Исправьте ошибку и запишите слово правильно в поле для ответа строчными буквами.

7. Задание#T11642

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. нарушение в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  5. ошибка в образовании формы числительного
Предложение:
  1. Изготовленные в году предметы первого столового сервиза на Императорском фарфоровом заводе России сохранились до наших дней.
  2. Люди создавали не только календари, а также приборы для измерения времени.
  3. Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение.
  4. То, что мы никогда не видели сами, возникает в нашем воображении.
  5. Глядя на картину В. М. Васнецова, не возникает сомнения в том, что видишь живых богатырей.
  6. Всем будет интересно узнать, как художник Карл Брюллов создавал свою знаменитую картину «Последнего дня Помпеи».
  7. Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую».
  8. Он понимал, что уже слишком поздно и ничего изменить нельзя.
  9. Этот учебник содержит около восемьсот задач.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

8. Задание#T11643

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • к..ллега
  • пл..вец
  • безотл..гательно
  • др..жать
  • ст..ллаж
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11644

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
  • пр..сесть, пр..клонить (колени)
  • пост..мпрессионизм, сверх..нтересный
  • бе..грамотный, ни..ходящий
  • п..смотреть, з..кинуть
  • д..гнать, з..ночевать
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

10. Задание#T11645

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. баш..нка
  2. стро..вой
  3. забол..вать
  4. почу..ть
  5. успоко..вшись
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11646

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
  1. пил..щий (дерево)
  2. (ветры) ве..т
  3. (они) спряч..т
  4. колыш..щиеся (травы)
  5. готов..щийся (к экзаменам)
Запишите цифру, соответствующую выбранному слову.

12. Задание#T11647

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • Только летом он приезжал на два месяца в именье, но (НЕ)ЗАНИМАЛСЯ хозяйством, предоставляя все управляющему.
  • Это (НЕ)СОВСЕМ справедливо.
  • Нельзя было предполагать обман, (НЕ)ПРАВДУ при таком открытом, честном лице.
  • (НЕ)МЕНЕЕ редкими были изделия из металла.
  • Лапти — обувь отнюдь (НЕ)ПРОСТАЯ.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

13. Задание#T11648

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • В (ЗАПАДНО)ЕВРОПЕЙСКИХ странах в XV веке появились башмаки с вытянутыми и загнутыми носами, но их имели право носить только богатые горожане, что (ТАК)ЖЕ характеризовало различие между знатными и простыми людьми.
  • (КОЕ)КАК он наладил дело в городе и занял деньги у купца на то, (ЧТО)БЫ обновить инвентарь.
  • (ВО)ВРЕМЯ раздела в мае Евгений думал, что он знает (НА)КОНЕЦ всё.
  • (РАЗВЕ)ЖЕ можно здесь (ЧТО)НИБУДЬ обнаружить?
  • Немало времени потратили учёные, (ЧТО)БЫ восстановить события, которые (КОГДА)ТО происходили на земле.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова строчными буквами без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T9825

Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В 1956 году в Новгороде были найде(1)ы первые берестя(2)ые грамоты, которые явились це(3)ым свидетельством далёкой эпохи.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

15. Задание#T11649

Расставьте знаки препинания.
  1. До появления стула люди сидели либо на лавках либо на сундуках.
  2. Во всех домах светились огоньки и топились печки.
  3. Он следил и за садом и за оранжереей и за конюшней.
  4. Она читала классическую и современную литературу и прекрасно музицировала.
  5. Кружатся листья по полянам и гуси длинным караваном над лесом держат перелёт.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Задание#T11650

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Войдя в маленькую дверь(1) и(2) спустившись по камням(3) небрежно положенным один на другой(4) и(5) служившим ступеньками(6) посетитель попадал(7) в закопчённую и сырую комнату.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

17. Задание#T11651

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О(1) старый мир! Пока(2) ты не погиб,
Пока(3) томишься мукой сладкой,
Остановись(4) премудрый(5) как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

(А. А. Блок)
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

18. Задание#T11652

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через некоторое время(1) глазам археологов открывается полуразрушенный остов корабля(2) палуба(3) которого(4) завалена различными сосудами.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11653

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С тех пор я всегда вспоминал этот стыд(1) и(2) когда вспоминал(3) уже ничего не боялся.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11654

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», – говорится в древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека – это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI–XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» – люблю и «ло́гос» – слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века – сочинениях византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V–VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян.

(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников – очевидцев событий, византийские хроники.

(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.

(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность»*)

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
  1. «История государства Российского» – это многотомный труд, в основе которого лежат письменные источники, дошедшие до нас с древних времён.
  2. По дошедшим до нас источникам очень легко восстановить истинную картину быта и нравов славян.
  3. Каждый народ хочет восстановить картину своего прошлого, узнать жизнь предков.
  4. Человек всегда стремится осознать себя, свою жизнь на фоне жизни своего народа.
  5. Н. М. Карамзин описал русскую историю начиная с года.
Выберите варианта из списка.
Укажите номера ответов.

21. Задание#T11655

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», — говорится в древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI—XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V—VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян.

(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники.

(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.

(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность»*)

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях представлено рассуждение.
  2. Предложение подтверждает суждение, содержащееся в предложении
  3. В предложениях представлено повествование.
  4. В предложениях представлено описание.
  5. В предложении содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях
Укажите два номера ответов подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

22. Задание#T11656

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», — говорится в древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI—XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V—VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян.

(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники.

(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.

(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность»*)

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово со значением «Запись исторических событий по годам, производимая современником».

23. Задание#T11657

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», — говорится в древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI—XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V—VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян.

(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники.

(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.

(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность»*)

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора, частицы и указательного местоимения.
Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий) подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

24. Задание#T11658

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», — говорится в древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI—XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V—VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян.

(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники.

(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.

(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность»*)

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Логичность и последовательность изложения материала в статье «Славяне» обусловлена (А)________ (предложения 10, 13, 29). Для достоверности автор прибегает к использованию (Б)________ (предложения 1, 4), а также (В)________ (предложения 13, 14, 20, 21). В тексте встречается такой троп, как (Г)________ («очи и сердце просвещаем» в предложении 1)».

Список терминов:

  1. ряды однородных членов
  2. сравнительный оборот
  3. метонимия
  4. вводные слова
  5. эпитеты
  6. парцелляция
  7. профессионализмы
  8. цитирование
  9. анафора
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00