Что такое видимость сайта
Видимость сайта — это относительный параметр, который определяет долю показов сайта в поисковой выдаче. Динамика видимости показывает, насколько успешно сайт продвигается в поиске Яндекса.
Если видимость низкая, то сайт сложнее найти и перейти на него. В результате веб-ресурс может недополучать трафик, а у бизнеса за счёт этого снижается прибыль от продаж или просмотров онлайн-рекламы.
Из каких показателей складывается видимость
Видимость сайта зависит от нескольких факторов — перечислим основные:
- Отвечает ли его содержание интересам и запросам пользователей
- Насколько он технически оптимизирован
- Соответствует ли рекомендациям поисковых систем
Чтобы интернет-ресурс был полезен потенциальным клиентам, нужно разрабатывать его с учётом потребностей целевой аудитории.
Начать работу можно со сбора семантического ядра — списка ключевых слов и фраз, которые отражают тематику сайта. В статье рассказали подробнее, что такое семантическое ядро и как его собирать.
Ключевые запросы, которые пользователи вводят в поисковик, отражают их интересы и потребности. Эту информацию нужно учитывать, когда будете разрабатывать сайт и наполнять его контентом. Также собранное семантическое ядро можно использовать и в дальнейшем при анализе видимости.
Чем видимость отличается от других метрик
Показатель видимости иногда путают с другими метриками — позицией сайта в поисковой выдаче и процентом в топе. Эти метрики влияют на видимость сайта, но при этом остаются отдельными показателями.
Вот что они означают:
- Позиция сайта — это место, которое занимает сайт в выдаче результатов поисковой системы среди других ресурсов по определённым ключевым словам и фразам в конкретном регионе.
- Процент в топе показывает долю запросов из всего семантического ядра сайта, по которым ресурс попал, например, в топ-3, топ-5 или топ-10 результатов выдачи.
В отличие от видимости, эти метрики не указывают на то, как часто ваш сайт видят при вводе определённого запроса.
Как рассчитать видимость
Рассчитать видимость можно по следующей формуле:
Σ частотности запросов × CTR позиций ÷ Σ частотности запросов × CTR первой позиции, в которой:
- Σ частотности запросов — сумма поисковых запросов за выбранный период.
- CTR позиций — метрика, которая показывает соотношение количества кликов к количеству показов. В формуле из примера мы смотрим на CTR всех позиций в поисковике по заданным ключевым запросам, а также на CTR первой позиции.
Есть специальные сервисы, которые позволяют проверить видимость сайта. Кроме того, для расчёта можно использовать данные Яндекс Вебмастера. Это инструмент, который позволяет анализировать показатели сайта в Яндексе. Для начала работы нужно добавить в Вебмастер ссылку на сайт и подтвердить свои права на него — без этого вы не сможете получить доступ к статистике.
Далее зайдите в раздел «Поисковые запросы» → «Мониторинг запросов». Инструмент позволяет отслеживать позиции сайта по различным поисковым запросам.
В отчёте учитываются:
- Позиции страниц сайта в Поиске — метрика покажет, насколько конкретные страницы вашего ресурса интересны пользователям.
- CTR — показатель кликабельности сайта. Показывает отношение числа пользователей, которые увидели ссылку на сайт, к числу пользователей, которые перешли на него.
- «Спрос» — нужен для оценки того, насколько часто пользователи вводят в поисковик определённый запрос.
Совокупный анализ этих показателей может указать на то, как часто пользователи видят в Поиске ваш ресурс.
Что поможет улучшить видимость
Наполнение сайта полезным контентом. Обратите внимание, чтобы все разделы сайта были заполнены актуальной информацией, которая отвечает потребностям пользователей. Например, если у вас интернет-магазин, посмотрите, можно ли улучшить раздел с ассортиментом: обновить фото, расширить и актуализировать описания карточек.
Не забывайте и о регулярном обновлении блога, если он есть. Узнать, какие темы интересны потенциальным клиентам, можно с помощью «Подбора запросов» в Яндекс Вебмастере. Статистика по ключевым словам даст понять, что чаще всего ищет ваша аудитория и какие вопросы её волнуют. А популярные посадочные страницы по нужным запросам помогут сориентироваться, какой контент уже сейчас делают другие сайты в вашей нише.
Работа над удобством сайта для пользователей. Важно, чтобы посетителям было легко ориентироваться на сайте и удобно пользоваться интерфейсом. В расчёт берётся то, сколько времени занимает поиск нужной информации, насколько удобно расположены кнопки и нет ли проблем, которые мешают совершить ключевые действия: выбрать товар, добавить его в корзину, оплатить.
Посмотрите, насколько хорошо веб-ресурс адаптирован для мобильных устройств. Если посетитель откроет каталог и увидит, что фото в карточке товара не помещается в размеры экрана, — он может закрыть вкладку и перейти на другой ресурс.
Проверка скорости загрузки страниц тоже имеет значение. Если скорость низкая, это может оттолкнуть посетителей.
Определить скорость загрузки поможет инструмент Вебмастера «Проверка страницы». Вы увидите, как отображается сайт в десктопной и мобильной версиях, а ещё узнаете, сколько времени занимает загрузка страницы.
Оптимизация сайта под требования поисковых систем. Изучите базовые требования поисковиков и посмотрите, соответствует ли им ваш сайт. Ресурс должен быть доступен с различных браузеров и устройств, не должен содержать вредоносного контента, пустых страниц, у него должна быть чёткая структура.
Обилие рекламы, неуникальный контент и множество нерелевантных ссылок тоже могут плохо повлиять на продвижение сайта. Помните о том, что ссылки должны в первую очередь помогать пользователю сориентироваться на сайте и работать на вовлечение.
Например, в карточке товара можно оставить ссылки на другие продукты из каталога. Внутри статей также можно оставлять ссылки на материалы или товары, при этом важно, чтобы эти ссылки были релевантными и позволяли человеку получить больше нужной ему информации.
Увеличение присутствия в выдаче за счёт дополнительных форматов. Например, можно дать пользователям больше информации о товарах и услугах через дополненное представление. Чтобы предложения в Поиске выглядели привлекательно и информативно, рекомендуется загружать их с помощью YML-файла.
Изучение конкурентов. Другие компании тоже хотят быть заметными. Изучайте инструменты, которые они применяют, и отслеживайте, что срабатывает, — эти методы можно протестировать на своём сайте. Чтобы определить наиболее популярные страницы и сайты в вашей нише, используйте инструмент «Подбор запросов» в Вебмастере.
Коротко
- Видимость сайта в поисковых системах — это относительный показатель того, как часто пользователи видят вашу площадку в поисковике по ключевым запросам.
- Анализ видимости помогает оценить успехи в продвижении сайта, найти зоны роста и определить позицию ресурса среди конкурентов.
- Чем выше видимость, тем чаще пользователи видят сайт. Низкая видимость может быть вызвана двумя причинами. Первая — это недостатки сайта, которые нужно исправить. В этом случае стоит провести аудит и сформулировать гипотезы, почему веб-ресурс незаметен в поисковике. Вторая причина — некорректные метрики для анализа видимости. Например, если вы анализируете видимость по запросам, которые имеют мало отношения к сайту.
- В качестве вспомогательного сервиса для анализа видимости используйте Яндекс Вебмастер. Смотрите за аналитикой спроса пользователей, проверяйте видимость мобильной и десктопной версий страниц, а также скорость загрузки сайта. Все инструменты доступны бесплатно.