Для интернет-магазинов
Курсы
Про обучение

2 дек
2025

Как партнёрства помогают бизнесам расти быстрее: исследование Яндекса и РБК

По данным Яндекса и РБК, лидеры рынка всё чаще делают ставку на рост через партнёрства. Большинство открыто к сотрудничеству с другими игроками и видит в совместных проектах потенциал для устойчивого развития бизнеса в будущем.

Почему партнёрства — это тренд и как они расширяют возможности компаний, рассказываем в материале.

Об исследовании

Исследование Яндекса и РБК — это комплексный анализ практики долгосрочных партнёрств между крупнейшими компаниями России.

Задачи исследования — определить роль партнёрств в стратегиях лидеров рынка, выявить ключевые факторы и определить динамику развития, а также оценить

бизнес-результаты, которые достигаются за счёт сотрудничества компаний.

База:

  • Анализ 2 983 долгосрочных коллабораций и партнёрств, анонсированных крупнейшими компаниями России, по версии рейтинга РБК-500
  • B2B-опрос 45 компаний из рейтинга РБК-500

Период: январь 2021 года — октябрь 2025 года.

Результаты исследования были представлены на Большом событии Яндекс Рекламы REKONFA Live 2025. Вы можете скачать презентацию с полной версией исследования.

В 2025 году долгосрочные партнёрские проекты реализует каждая вторая крупнейшая компания страны. А в 2026-м развивать уже существующие и запускать новые коллаборации планирует 61% опрошенных лидеров рынка.

Для 42% этот подход уже стал приоритетной стратегией развития бизнеса — вместо органического роста и сделок M&A.

Динамика вовлечённости в долгосрочные партнёрские проекты

С 2023 года число партнёрств, о которых объявляют лидеры рынка, растёт в среднем на 28% год к году. А в октябре 2025-го их количество уже на 26% превысило результаты прошлого года.

Такой тренд на сотрудничество заметен в большинстве отраслей. В особенности среди компаний, ориентированных на цифровые технологии и контент. В 2025 году в совместных проектах участвовали 9 из 10 представителей медиа, интернет-ресурсов, телеком- и IT-секторов. Кроме того, глубоко в коллаборации вовлечены игроки из индустрии финансов (6 из 10).

Самый быстрый рост участников партнёрств — в торговле. В этой сфере доля компаний, вступающих в альянсы и выстраивающих партнёрские отношения, за последние годы увеличилась на 22 п. п. Одновременно отрасль показала и самый значительный прирост по числу заключённых соглашений: в 2025 году их стало в 3,8 раза больше, чем в 2021 году.

Ключевые драйверы роста количества партнёрств

Среди основных причин, стимулирующих рост числа партнёрств, — усиливающаяся конкуренция, цифровизация экономики и курс на импортозамещение.

Другой важный фактор — возможность решать новые бизнес-задачи, которые требуют уникальной экспертизы, технологий, дополнительных человеческих, временных и других ресурсов.

Партнёрства как инструмент решения бизнес-задач

87% опрошенных лидеров рынка уверены: партнёрства взаимовыгодны. С их помощью компаниям удаётся решать широкий круг бизнес-задач. Аналитики Яндекса и РБК смогли выделить самые распространённые примеры, обобщить опыт лидеров рынка и описать, как работает этот инструмент и какой экономический эффект оказывает.

Доступ к инновациям

26% представителей бизнеса вступают в партнёрства ради доступа к технологиям, данным и экспертизе, которую сложно быстро нарастить внутри компании.

По мере ускорения цифровой трансформации значение таких альянсов только растёт. Компаниям нужно быстрее обновлять продукты, внедрять новые инструменты и обучать команды, поэтому они всё чаще объединяются с IT-игроками и отраслевыми экспертами.

С 2021 по 2025 год число таких партнёрств составило 59% от общего числа коллабораций, заявленных на рынке.

Создание новых продуктов и их ускоренный вывод на рынок

Ещё одна популярная задача — разработать и вывести на рынок новый продукт. Это также подтвердила каждая третья из опрошенных компаний.

Сроки разработки новых проектов в рамках партнёрств сокращаются более чем на 20% у трети компаний. Четверти бизнесов объединение компетенций и ресурсов позволило значительно ускорить вывод продукта на рынок, причём в 4 из 10 случаев — более чем на 30%.

Улучшение и создание нового клиентского опыта

31% опрошенных компаний заявили, что долгосрочные партнёрства помогли им создать новый или улучшить существующий клиентский опыт. В результате 75% из них смогли увеличить клиентскую базу, 67% — повысить доверие к бренду, а 50% — вырастить продажи.

За последние два года количество таких партнёрств на рынке удвоилось. Cегодня на них приходятся 18% от общего числа соглашений, анонсируемых топ-компаниями.

Решение маркетинговых задач и рост продаж

41% опрошенных компаний отметили, что партнёрства помогли им укрепить позиции на рынке, улучшить имидж и повысить узнаваемость бренда. А для трети сотрудничество стало источником дополнительной выручки: в четырёх из десяти случаев рост доходов превысил 20%.

Анализ партнёрств крупнейших компаний подтвердил эту тенденцию. Маркетинг и продажи — одна из трёх самых популярных областей для коллабораций: 37% партнёрств с участием лидеров рынка нацелены на достижение результатов именно в этой сфере.

При этом интерес бизнеса к сотрудничеству в этом направлении продолжает расти. В 2025 году число партнёрств в области маркетинга и продаж оказалось на 63% выше, чем в 2021 году.

Расширение клиентской аудитории

Кроме того, партнёрства позволяют увеличивать клиентскую базу. Привлечь новую аудиторию благодаря коллаборациям смогли 26% крупнейших компаний. Причём 40% из них увеличили число клиентов более чем на 10%.

Выход на новые рынки

Уход международных компаний стал «окном возможностей» для российского бизнеса: отечественные игроки начали целенаправленно использовать партнёрства для выхода в ниши, где раньше были сильны позиции западных брендов. Так, каждая пятая коллаборация (21%), запущенная с 2021 года по октябрь 2025 года, была направлена на расширение продаж.

28% опрошенных компаний отметили, что благодаря такому подходу смогли выйти на новые рынки. А ещё у 28% увеличилось число каналов продаж.

Оптимизация расходов

21% компаний рассказали, что за счёт партнёрств смогли повысить операционную эффективность бизнеса. Ключевыми факторами, которые помогли достичь такого результата, стали сокращение расходов на привлечение клиентов, использование совместной логистики и оптимизация операционных затрат.

При этом половина из этих компаний снизила производственные издержки более чем на 10% и сократила бюджет на привлечение клиентов на 30% и более.

Влияние партнёрств на динамику развития компаний

Бизнесы, участвующие в долгосрочных партнёрствах, развиваются заметно быстрее остальных. Коллаборационные проекты ускоряют рост их оборота в 1,7 раза. Так, в 2024 году крупные компании с оборотом выше 250 млрд рублей, которые работали в партнёрских проектах, увеличили его в среднем на 30,2%. У бизнесов, у которых не было таких проектов, прирост оказался значительно ниже — 17,3%.

Перспективы партнёрств

В 2025 году компании из сферы информационных технологий участвуют более чем в 20% долгосрочных коллабораций, в которых задействованы 500 крупнейших компаний России.

Ожидается, что такое внимание партнёрствам будут уделять и дальше, а значит, в ближайшие годы эта доля будет расти. 51% представителей крупного бизнеса продолжают быть заинтересованы в сотрудничестве с digital-игроками: онлайн-платформами и экосистемами, — а также игроками из сферы IT и телекома.

Тренд на сотрудничество лидеры рынка обсудили на круглом столе «Партнёрства как драйвер роста» на REKONFA Live.

Содержание дискуссии:

  • Почему партнёрства становятся одним из главных драйверов роста и что это даёт клиенту: ответы лидеров рынка
  • Как компании проходят путь к партнёрским проектам: от пилотов до win-win-win формулы
  • Что отличает успешное партнёрство: про синхронизацию целей, метрик и культуру открытости
2025-12-01T10:24:00.118Z
1/3

Перейти к нужному моменту

У микрофона: Евгений Соколов, директор по коммерции крупного бизнеса, Яндекс Реклама и Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий, телеканал РБК

00:00:00 — ПАРТНЕРСТВА КАК ДРАЙВЕР РОСТА

00:00:37 — Создаем новую ценность для аудитории

00:03:00 — Собственная разработка, M&A или партнерство: как выбирается стратегия роста

00:05:12 — Доверие или договор?

00:08:00 — От гипотезы до четырехкратного роста транзакций

У микрофона: Ирина Лебедева, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Т2 и вице-президент по продуктам массового рынка, Ростелеком и Дмитрий Рудских, коммерческий директор, МегаФон

00:09:55 — ТЕЛЕКОМ: КЛИЕНТ ВНУТРИ ЭКОСИСТЕМЫ И В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

00:10:34 — Как расти на зрелом рынке

00:15:28 — Мы видим друг в друге не только конкурентов

00:19:58 — «Рецепты» успешного партнерства

00:21:53 — Метрики здоровых отношений

00:24:09 — Экосистема без CAPEX

00:26:33 — На бумаге не остается только лишь бумага

У микрофона: Каролина Соколова, управляющий директор X5 Media и Сергей Куницин, лидер развития инноваций ВкусВилл

00:29:54 — РИТЕЙЛ: ПАРТНЕРСТВА НА СТЫКЕ ДАННЫХ, МЕТРИК И БИЗНЕС-ЭФФЕКТОВ

00:30:29 — Нужно ли убеждать топ-менеджмент в пользе партнерств

00:33:07 — Почему оживился рынок

00:35:12 — Как измерить эффективность партнерств

00:38:15 — Как создать антихрупкую бизнес-систему

00:45:19 — Сколько разворачиваются партнерства: неделя от идеи до принятия решения

00:46:46 — Что вы должны услышать в первые 5 минут диалога с потенциальным партнером?

00:50:06 — ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ КЛИЕНТА

00:50:27 — Win-win-win: когда выигрывают не только партнеры, но и клиент

00:50:55 — Вопрос о важности партнерств уже не стоит

00:52:31 — Как сделать партнерства стратегическими

00:54:11 — Культура сотрудничества vs общая цель

00:55:33 — «Летит, не летит»: норм или стрем?

00:57:47 — Без свободы ничего не получится

Дополнительные материалы

Реклама и её особенности — в интернете и офлайн
Как найти клиентов в интернете

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс