Самые частые вопросы, которые задают все интересующиеся развитием интернета в России (и особенно любят журналисты): «Сколько в России пользователей, и как будет расти интернет в дальнейшем, повлияет ли кризис на рост интернета?» и «Что происходит с интернетом вне столиц, и насколько регионы страны действительно интернетизированы?»
Объем аудитории интернета в нашей стране исследуют много, но подробного исследования по всем субъектам федерации не было уже давно. Ещё большим дефицитом является информация о тех людях, которые пока интернетом не пользуются, но могут начать. Именно объем и настроения этого «интернет-резерва» определяют, как и где будет расти интернет в России.
При поддержке Яндекса Фонд «Общественное мнение» не так давно (в марте 2009, т.е. уже в кризисные времена) провел крупномасштабное исследование, в ходе которого в 68 субъектах федерации в 1920 населенных пунктов были опрошены 34 тысячи человек. Всем, кто сказал, что интернетом не пользуется, задавали дополнительные вопросы – чтобы понять, кто из таких «непользователей» может в ближайшем будущем пополнить ряды аудитории интернета и что является главным препятствием по дороге в интернет.
Как показывает картинка, больше половины жителей России пока с интернетом лично не знакомы. При этом взрослая (18+) месячная аудитория в марте составила 34,9 млн человек. Вот как распределились ответы на вопрос «Когда вы последний раз пользовались интернетом?»
Насчитывающая десятки миллионов человек «серая зона» на этой диаграмме внутри очень неоднородна: в ней есть и те, кто осознает преимущества интернета, но не имеет возможности (чаще всего – финансовой) ими воспользоваться, и принципиально не готовые стать пользователями. При этом доля резерва составляет почти треть от всех «непользователей».
Другими словами, интернет-аудитория России может вырасти еще на треть, если доступ в интернет станет дешевле и проще, а вот дальнейший рост уже зависит от разъяснительной и просветительской деятельности. Причем если «резерв» состоит в основном из молодежи, то остальные группы представлены старшими возрастами, так что работать предстоит с ними. И начинать надо будет не с интернета, а с элементарной компьютерной грамотности: 36% всех опрошенных признались, что никогда не имели дела с компьютером.
Географическое распределение пользования интернетом очень хорошо показывает, где именно живут представители «резерва». Картинка немного удручающая: более чем шестикратный разрыв в процентах жителей, ежедневно пользующихся интернетом, наглядно демонстрирует, как далеко еще до интернетизации всей страны.
В короткой заметке невозможно даже конспективно пересказать массу интересных фактов и выводов из отчета объемом в полторы сотни страниц, поэтому приглашаем всех, кто заинтересовался – и у кого возникли вопросы к сказанному выше – скачать полную версию исследования ФОМ с Яндекса - или непосредственно с сайта ФОМа.
Андрей Себрант, любитель интересных цифр