Накануне новогодних праздников все подводят итоги прошедшего года и планируют следующий. На этой неделе в новом московском офисе Яндекса* прошло традиционное собрание сотрудников всех офисов про стратегию и планы компании.
Поскольку стратегия Яндекса не является секретом, мы подумали, что стоит рассказать о приоритетах компании не только сотрудникам, но и всем, кому это может быть интересно. Итак, тезисно о том, на чем будет фокусироваться Яндекс в 2010 году.
В последние годы в России и других странах СНГ многие миллионы людей стали пользователями интернета. В 2009 году в результате распространения широкополосного доступа быстро росли регионы, сильно вырос также мобильный интернет. Люди приходят в интернет за разным: для общения, игры или работы, но с течением времени все больше используют сеть в справочных целях. «Посмотри в интернете» - эту фразу мы теперь слышим ежедневно.
Русскоязычный интернет, как и мировой, весьма далек от идеала – когда на любой вопрос интернет даст нам быстрый и правильный ответ. По многим темам в сети попросту нет информации, или поисковые системы не могут ее обнаружить и показать в результатах поиска.
Главная задача Яндекса – отвечать на вопросы пользователей. Яндекс был, есть и будет универсальной справочной, которая в идеале должна давать правильный (мы используем термин «релевантный», то есть соответствующий запросу) ответ на любой вопрос. Мы понимаем, что находимся лишь в самом начале решения этой задачи – требующей не только инноваций в технологиях со стороны Яндекса, но и в целом информатизации многих областей жизни.
Яндекс – информационно-справочный портал с большим числом сервисов, однако среди прочих мы выделяем основные сервисы, сервисы-платформы, которые несут на себе ответы всех остальных сервисов. Для пользователя это даже не сервисы, а конкретные страницы. Таких страниц, наиболее популярных в портале, всего четыре:
- Главная страница
- Страница результатов поиска
- Страница «Входящие» в Почте
- Страница с картой и информацией на ней
Именно на развитии этих «четырех страниц» Яндекса мы и будем фокусироваться.
Каждая из «четырех страниц» отвечает пользователям на те или иные вопросы – заданные (введенные в поисковую форму), недозаданные (когда введенный запрос требует уточнения или переформулирования) или вовсе незаданные (когда пользователь просто кликает на навигационную ссылку, не формулируя запрос явным образом). Наконец, можно поделить вопросы на общие и персональные, на которые Яндекс может отвечать зарегистрированному пользователю.
На все эти вопросы все страницы Яндекса должны отвечать быстро и релевантно. Скорость – это не только скорость загрузки страниц, но в целом скорость получения ответа, поэтому все, что может помешать пользователю получить ответ, должно быть удалено со страницы. Мы сравниваем методологию принятия решений по развитию сервисов с аэродинамической трубой, где сдувается все лишнее. Анализ пользовательских сценариев, измерение всего, в первую очередь качества ответа, эксперименты – все это наша «аэродинамическая труба».
Концентрация на «четырех страницах» вовсе не означает, что мы не будем запускать новые сервисы и развивать прочие существующие. Напротив, будем! Просто каждый новый сервис должен быть связан с как минимум одной из «четырех страниц», то же касается и вектора развития старых сервисов. Именно на этих страницах - основная аудитория портала, целостность которого необходимо усиливать, предлагая пользователю комплексный ответ на каждый запрос.
2009 год стал годом регионализации поиска. Теперь по локальным запросам выдача Яндекса для разных регионов разная. Вместе с тем мы понимаем, что до идеального ответа на локальные запросы нам еще очень далеко и собираемся и далее приоритетно заниматься регионами.
Компания успешна тогда, когда не разбрасывается, не тратит ресурсы на непрофильные проекты, но фокусируется на главном. Главное для нас – массовые информационно-справочные сервисы, как общего характера, так и персонального. По всем прочим сегментам интернета мы выстраиваем открытые партнерские отношения со всеми участниками рынка, не конкурируя с ними, но взаимовыгодно сотрудничая.
На собрании, помимо этих общих тезисов, мы еще отметили успехи компании в течение кризисного года, но было бы нескромно писать об этом в корпоративном блоге. Можем потом раскрыть более подробно стратегию развития каждой из «четырех страниц» Яндекса. Под конец – еще немного картинок с собрания (фото Андрея Себранта, см. весь альбом):
Все офисы Яндекса – два в Москве, в Питере, Екатеринбурге, Киеве, Одессе, Симферополе и Калифорнии – связаны видео-конференциями. Вот как это выглядит (в данный момент говорит Киев).
А вот и выступающий Волож. Что с Аркадием? Не волнуйтесь: организовал секцию бадминтона в Яндексе, на тренировке повредил ногу, уже все нормально.
С наступающими праздниками! Желаем всем пользователям, клиентам и партнерам Яндекса успехов в новом году!
* Так называемая «вторая очередь Красной Розы» - в первой мы давно уже живем, а вторая поспела только сейчас. Вскоре все москвичи будут работать в одном большом офисе – после нескольких лет разъездов между несколькими разными зданиями.