Представьте, что вы — команда сервиса Пробки и стремитесь сделать идеальный продукт. Как это сделать? Для начала нужно знать скорость движущегося потока автомобилей на каждой дороге в каждый момент времени. Но этого совсем недостаточно - пробки нужно еще правильно нарисовать. Кажется тут все просто: берете 3 цвета и «закрашиваете» дороги зеленым, желтым или красным цветом.
Только как определить — какая скорость соответствует красному, а какая желтому? И что такое «красный» на МКАДе и на улице Льва Толстого — это один скоростной диапазон или разные? Ведь, например, улицу Льва Толстого очень немногие проезжают со скоростью более 25-30 км/ч, а для ТТК такая скорость — это, скорее всего, результат пробки.
Мы не стали решать за пользователей, а провели исследование и дали возможность им самим ответить на эти вопросы. Участники исследования были разделены на три группы — утреннюю, дневную и вечернюю. Каждый из участников выезжал в будний день на автомобиле с водителем по одному и тому же маршруту, длина которого — 82 км. Маршрут охватывал много совершенно разных улиц.
Заезды по маршруту начинались с интервалом в пять минут: утренние — начиная с 8:00, дневные — с 13:00, вечерние — с 18:00. У каждого участника был мобильный телефон со специальной сборкой мобильных Яндекс.Карт.
Задачей тестируемого было раз в несколько секунд нажимать на кнопку, которая подходила его ощущениям от скорости в данный момент. Каждый из участников мужественно одолел весь путь, хотя некоторым из за пробок для этого понадобилось больше 5 часов. После завершения заездов данные всех голосований были собраны и поступили в обработку.
Сначала мы проанализировали, насколько у участников различаются оценки одной и той же скорости. Совпадение по нашим метрикам было неплохим — в большинстве случаев мнения пользователей различались максимум на 5 км/ч. Затем мы выяснили, какие скорости с каким цветом ассоциировались у каждого человека на разных улицах. «По ощущениям» улицы разделились на три группы. Для средних улиц наше существующее разделение цветов по скоростным диапазонам подошло идеально. А вот диапазон для очень широких и очень узких улиц требовал уточнения.
Для больших дорог, например, МКАД, скорости были увеличены — теперь красной считается пробка до 20 км/ч, а зеленым МКАД на Яндекс.Картах станет только при скорости движения от 50 км/ч. А для узких улочек, например, в центре, красной будет считаться пробка до 10 км/ч, а при 25 км/ч и выше мы считаем, что дорога свободна.
На карте эти изменения отразятся следующим образом. На обзорном масштабе, когда вы смотрите на весь или почти на весь город, карта станет краснее. Потому что на таком масштабе мы показываем пробки только на основных, крупных дорогах. А если вы будете подробно рассматривать улочки центра, общий тон карты будет зелёным. Если, конечно, город не парализует совсем, что вряд ли случится до конца августа.
P.S. Такое исследование мы провели для Москвы, но другие крупные города уже на очереди. Следите за обновлениями!
Команда Яндекс.Пробок, вникаем в детали