В ноябре 2012 года мы представили бету-версию нового Яндекс.Авто. Судя по отзывам пользователей, новый интерфейс сервиса пришёлся им по вкусу. За полгода мы его основательно доработали, и теперь Яндекс.Авто выходит из беты. Мы хотели бы подвести итоги пройденного пути и рассказать, как создавался тот сервис, который вы видите сейчас.
Яндекс.Авто появился в 2008 году и представлял собой поиск по объявлениям о продаже автомобилей, собранным со всего рунета. Для своего времени это было интересное технологическое решение, однако нам было куда расти. Изучив возможные направления развития и сопоставив их с задачами сервиса, мы сделали выбор и решили сделать Яндекс.Авто чем-то большим, чем поиск по объявлениям, — превратить его в сервис по выбору и покупке автомобиля.
Это слишком сложный процесс, чтобы найти какое-то универсальное решение задачи. Даже коридорный опрос показал, что людям при выборе автомобиля важны самые разные вещи. Одному важно, чтобы машина нравилась — он смотрит фотографии и видеоролики, изучает чужой опыт, читая отзывы. У второго чисто утилитарная задача: он оценивает грузоподъёмность, надёжность и снижение стоимости за время владения. Третий — фанат конкретной марки; он точно знает, чего хочет и каким требованиям машина должна отвечать. И так далее.
Конечно, мы ориентировались не только на опросы знакомых. Для оценки потребностей людей использовали данные из поисковых логов, изучали исследования на тему того, как люди выбирают автомобили, и много других данных. Обработав всю эту информацию, мы определились с тем, каким параметрам люди уделяют больше внимания, составили портреты разных типов пользователей и наделили их определёнными характеристиками.
Затем, подобно актёрам, мы вживались в роли, представляли себе этих людей, их задачи, интересы, жизненные ситуации. Составив сценарии их поведения, мы начинали игру — путешествовали по тематическим сайтам в поисках ответа на вопрос «как выбрать автомобиль?». Например, мы представляли себе, как глава семьи выбирает семейный автомобиль, а модник — машину, на которую будут оборачиваться на улицах. На каждом этапе работы мы проверяли свои предположения, проводя исследования.
Постепенно проблема обретала очертания: стало понятно, что имеющиеся интерфейсы сложны и рассчитаны на разбирающихся в вопросе людей. Вне зависимости от того, что ищет человек, ему приходилось перелопачивать огромное количество информации на разномастных сайтах и углубляться в предмет, хотелось ему этого или нет.
Мы пришли к выводу, что процесс выбора и покупки машины можно упростить за счёт интерфейсных решений. Для каждого типа пользователей мы сформулировали задачи, решения которых предусмотрели в новом интерфейсе Яндекс.Авто.
Для тех, кто больше доверяет визуальным ощущениям, мы сделали фотогалереи с крупными снимками. Да что там — все любят большие красивые фотографии.
Разнообразие предложений на рынке настолько велико, что невольно теряешься. Сложно представить, каких размеров должна быть площадь авторынка, чтобы разместить все модели, которые сейчас можно купить. Хорошо, что есть сайты, которые помогают людям сделать выбор из сотен моделей машин и не сойти с ума. Таким мы и постарались сделать Яндекс.Авто.
Важно, однако, помнить об одной вещи: автомобиль — это ещё и ваше личное пространство, поэтому он должен вам просто нравиться. Чтобы не получилось, как в том анекдоте про воздушные шарики: «Примите, пожалуйста, шарики обратно. С ними всё в порядке, просто они меня совсем не радуют».
Юрий Ананьев, менеджер по маркетингу Яндекс.Авто
Выбрал, купил, сел и поехал
16 июля 2013, 13:52