Сегодня Яндекс открыл бета-версию Островов — платформы с интерактивными ответами и новым интерфейсом, который упрощает людям решение задач. Опробовать Острова можно на странице beta.yandex.ru.
Создавая Острова, мы ставили перед собой задачу сократить расстояние между пользователем и его целью. Решить эту задачу в старом интерфейсе было невозможно, поэтому мы его полностью переосмыслили. Мы стремились:
• приблизить решение задачи к пользователю;
• выделить самое важное;
• сохранить привычность интерфейса.
Анонсируя Острова в мае, мы лишь мельком показали наш новый интерфейс, а сегодня хотим показать больше и донести до пользователей своё видение.
Умный ответ
Работа над интерфейсом началась с переосмысления ответов на странице результатов поиска. Базовая идея: ответ — это нечто большее, чем фрагмент найденного в интернете документа, это некий умный виджет, который помогает вам решить задачу. Например:
По запросу [лев толстой дата рождения] поиск даёт быстрый ответ на вопрос. В то же время по результату поиска понятно, что на сайте Википедии можно найти подробности — сведения о жизни и творчестве писателя.
Выделение ключевой информации в ответе — отличный инструмент упрощения поиска нужной информации. К примеру, если человек ищет отзывы о товаре, поиск группирует однотипные ответы и выделяет отзывы — их ключевую часть. Это упрощает задачу пользователя — сразу видно, куда идти за положительным отзывом о товаре, а где прочитать отрицательный:
Если в запросе распознаётся задача, то поиск предложит варианты её частотных решений. Например, за запросом [nikon j1 цены] стоит задача покупки фотоаппарата, поэтому предлагаются варианты её решения — магазины и цены. Вполне вероятно, что среди них будет тот, который вам подойдёт:
А если поиск понимает, что в запросе есть параметры задачи (например, [nikon j1 чёрный купить с доставкой]), то ответ становится интерактивным— в нём появляется инструмент для решения задачи. В данном случае это форма заказа:
Редизайном ответов дело не обошлось. Вокруг них есть интерфейс, который тоже может помогать пользователю. Работая над ним, мы постепенно пришли к концепции релевантности в интерфейсе. Её суть — пользователь видит только те элементы, которые связаны с текущим запросом. Запрос разбирается на темы, которые чаще всего ищут вместе с ним, а сервисы, которым есть что предложить, сразу видны в новой левой колонке.
Новый интерфейс будет сопровождать пользователя не только на странице результатов поиска, но и на других сервисах. Благодаря этому перемещаться по порталу станет проще. Взять, к примеру, такую комплексную задачу, как покупка фотоаппарата. Она не сводится только к посещению поиска и выбору одного сайта — перед покупкой человеку интересно почитать отзывы, видеообзоры, посмотреть сделанные фотоаппаратом снимки, узнать цену и мало ли что ещё. Яндекс знает, что задачи у пользователя могут быть разными, и помогает сократить его путь до цели всем интерфейсом.
В будущем мы видим портал как умное приложение с единым интерфейсом, в котором количество той или иной информации продиктовано текущей потребностью пользователя.
Единый продукт на всех платформах
Думая о единстве интерфейса, мы не могли обойти стороной мобильные устройства. Многие из нас одновременно используют ноутбук, планшет и смартфон. В момент, когда нам нужно решить задачу, мы пользуемся тем, что есть под рукой. Поэтому всё, что мы делали, мы делали сразу на трёх платформах. Мы хотим, чтобы решение задач было лёгким везде.
Планшет мы рассматриваем как следующую версию персонального компьютера, поэтому на нём доступен весь функционал, который присутствует на обычном компьютере. Смартфоны — это, конечно, другая история, но и здесь мы хотели сохранить максимальную преемственность. Есть та же самая «шапка», контекстные запросу диалоговые подсказки, блоки на выдаче, ну и, конечно же, интерактивные элементы внутри ответов.
Острова для всех
Анонсируя Острова, мы говорили, что это и интерфейс, и платформа, которая позволит вебмастерам создавать интерактивные ответы на Яндексе. С момента анонса вебмастера создали несколько тысяч тестовых островов. Из них мы отобрали около ста полезных примеров, и в бета-версии уже работает чуть больше десяти. Например, такой:
Полученный от вебмастеров материал очень помог нам в дальнейшей работе. Благодаря примерам островов мы сформулировали наши требования к ним. Сейчас все Острова «собираются вручную», но в будущем этот процесс будет автоматизирован на основе правил, которые мы вырабатываем. Подробная информация об этом есть в блоге для вебмастеров.
На пути к запуску Островов у нас будет много экспериментов. Сегодня мы делаем первый шаг — запускаем бета-версию, чтобы получить обратную связь от пользователей и отладить взаимодействие с вебмастерами — это очень важно для нас. В бета-версии можно опробовать новый островной интерфейс Поиска, Картинок и Видео. Сейчас мы аккуратно начинаем с базового продукта с небольшим количеством интерактивных ответов, но вселенная Островов будет постепенно расширяться. Она будет расти не только за счёт количества реализованных островов, но и за счёт новой функциональности, которую мы будем предоставлять.
Тарас Шаров, руководитель проекта «Острова»