Индекс цен на товары в интернет-магазинах

25 сентября 2013, 10:54

Сегодня в России впервые появился публичный индекс цен на товары в интернет-магазинах. С его помощью все — как специалисты, так и просто заинтересованные пользователи — могут проверять каждую неделю, насколько дороже (или дешевле) стала наша жизнь.

Создание такого индекса — достаточно сложная задача. Необходимо использовать данные о десятках тысяч различных товаров, и не просто использовать, а оперативно отслеживать все изменения цен. Нужно учитывать популярность товаров у покупателей — чтобы больший вклад в сводный индекс вносили действительно востребованные товары. Нужно уметь отсекать новинки, распродажи и сезонные колебания цен — чтобы индекс показывал реальное состояние рынка, а не погоду за окном.

Индекс удалось построить благодаря сотрудничеству Яндекса с Высшей школой экономики. Он использует уникальные данные Яндекс.Маркета — данные о 130 тысячах товаров из 7800 интернет-магазинов. Разработчики и аналитики Яндекса обработали огромный массив данных, а специалисты ВШЭ разработали экономическую модель.

Для каждой модели товара определяется несколько показателей: средняя цена за неделю, количество переходов за неделю, суммарная стоимость спроса на эту модель. Индекс каждой категории рассчитывается на основе изменения средних цен на модели этой категории и суммарной стоимости спроса за предыдущие месяцы. Сводный индекс агрегирует индексы категорий, учитывая вес каждой из них. Более подробно методология описана на сайте индекса.

Сейчас индекс цен на потребительские товары учитывает данные о 130 тысячах товаров из десяти популярных категорий — мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, фотоаппараты, холодильники, мультиварки, наручные часы, жесткие диски и накопители, стиральные машины. Можно посмотреть инфляцию по каждой категории отдельно и сводный индекс, по всем категориям. В ближайшем будущем список категорий расширится.

У нового индекса нет цели спорить с Росстатом или заменить его. Он ориентирован только на интернет-торговлю. Зато для этого рынка мы можем предоставлять действительно полную и точную информацию — и делать это по-настоящему быстро.

16 комментариев
Подписаться на комментарии к посту
Логично было бы на основе этих данных делать небольшое предсказание изменения цен на неделю-месяц вперёд ;)

А список категорий несколько странный, как мне кажется. Холодильники и стиральные машины - товары разового спроса, кмк, их покупают один раз на много лет, да и то вряд ли ориентируясь на динамику цен, по необходимости. Ещё более странно, что туда попали часы и накопители -- вряд ли их можно назвать популярными товарами широкого спроса.
Впрочем, яндексу виднее, конечно.

Спасибо, интересно, возьму в закладочки с удовольствием.(love)

Александр Игнатенко
25 сентября 2013, 18:16

Эта статья для серьезных специалистов,каковым с не являюсь.

Отличная идея!
// правда, мне казалось, что этим уже давно занимаются... //

К сожалению Яндекс.Маркет НЕ ОТРАЖЕТ ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ ЦЕН - какой смысл строить статистику на Заведомо НЕОБЪЕКТИВНЫХ данных?

откуда берутся цены на маркете - от продавцов, какова цель продавцов - всеми правдами и неправдами привлечь покупателя к себе... какой процент пользователей будет работать над чистотой информации на Яндекс.Маркете? 

Где на Яндекс.Маркете данные о том за сколько на самом деле был куплен тот или иной товар - мы проводим такие проверки? нет...

Яндекс.Маркет по-моему НЕплохой инструмент для поиска выгодных предложений - НЕ более того...

Чтобы строить на его базе сколь-нибудь вменяемые аналитики НАДО коренным образом поменять сервис или создать на его базе новый сервис (например сервис ТОРГОВЛИ - сейчас мы имеем сервис РЫНОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - предложения на Яндекс.Маркете НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПУБЛИЧНЫМИ АФЕРТАМИ...)

- попрбоуйте собрать статистику реальных чеков со всеми сопутсвующими расходами и вот на основе этих данных уже можно будеть построить аналитику - правда если положиться на то что данные будут предоставлять пользовтаели - боюсь процент полученных данных от количества сделанных  покупок будет слишком незначительным (НО моё последнее выссказывание НЕ ПОВОД НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ ;) )

Яндекс-маркет никогда не был, и до сих пор не является объективным каталогом предложений и товаров. Это всего лишь обзорная платформа, по которой можно прикинуть наличие и цены товаров, отзывы о них, но ничего более.
Пока на Я.М. не будет адекватных параметров и характеристик товаров (а их как не было, так и нет), адекватного наличия (та же фигня) - всерьёз его рассматривать смысла нет.

Я не соглашусь с мнением о том, что такая статистика не отражает реальное положение дел. 

Для того, чтобы видеть динамику и составлять статистику это уже что-то.

Цена реального чека одинаково искажает индекс и в период дорожания и в период удешевления товаров.

А вот для аналитиков и историков будут цифры интересны. Особенно в тот период нашей с вами истории, когда МРОТ отделился от жизни настолько, что шутки в КВН на эту тему считаются несмешными.

 

 

 

 

 

 

Было бы удобно видеть накопление инфляции за месяц/год и ОЧЕНЬ бы хотелось получить табличку с данными

С такими пожеланиями лучше обращаться к нашему партнёру по проекту — Финмаркету. Яндекс предоставляет данные, а как показать эти данные людям, решают они.

Скажите, а планируется ли добавить другие категории?

Например, одежку, канцтовары и детские товары? Показывать динамику по отдельным продуктам? 

Анна, другие категории мы постараемся добавить, в частности, детские товары (например, коляски, детские велосипеды, автокресла). Но адекватно отслеживать изменение цен на одежду и канцтовары мы не сможем: куртку одной модели продают в лучшем случае несколько магазинов в течение максимум одного сезона.

О, да, я поэтому и надеялась, что механизм отслаживания сложный и трудоемкий, если всё делать "руками" надо много ресурсов.

В любом случае, спасибо, сервис пригодится. 

Думаю это полезная вещь.
А почему последний индекс за август 2014? Всё, умерло? Сейчас было бы очень полезно
vvzakharov,
+ тоже не понятно или просто задержка яндекса на 1год(
Похоже проект умер