Доступная Почта

14 ноября 2013, 13:27

Сколько времени вы тратите на проверку почты? Для большинства людей просмотреть письмо — минутное дело: открыли страницу, пробежались по тексту и вернулись к другим делам. Однако не для всех это так просто. Сегодня мы немного расскажем о том, как адаптировали лёгкую версию Яндекс.Почты для незрячих пользователей.


Незрячие люди делают в интернете то же самое, что и любые другие пользователи: ищут ответы на вопросы, обмениваются письмами, читают новости и подбирают изображения. Для этого они пользуются специальными программами экранного доступа, которые зачитывают всё, что находится на экране, и помогают совершать различные действия при помощи клавиатуры. Например, это программы JAWS и NVDA для Windows, а также VoiceOver, предустановленная в Mac OS X. Для корректной работы этих программ сайты должны соответствовать международному стандарту разработки WAI-ARIA, то есть должны быть размечены особым образом.


Стандарт WAI-ARIA предполагает добавление в код страницы специальных элементов. Эти элементы никак не влияют на отображение страницы в браузере, они лишь описывают содержимое страницы понятным программе языком. Если сайт соответствует стандарту, программы экранного доступа могут правильно интерпретировать не только текст, но и динамические или интерактивные элементы вёрстки, например, кнопки и формы регистрации.


Думать об адаптации Почты мы начали около двух лет назад, а активную разработку вели около года. Чтобы узнать, как незрячие люди пользуются Почтой и чего им в ней не хватает, мы пошли самым простым путём — спросили их об этом. Мы пригласили в офис около десяти человек и провели исследование интерфейсов Почты. Отзывы и пожелания этих людей помогли нам узнать о проблемах, о которых мы сами никогда бы не подумали.


Например, по умолчанию программы экранного доступа читают всё содержимое страницы по порядку: сверху вниз, слева направо. Однако эта последовательность не всегда самая лучшая и удобная — иногда основные элементы находятся в середине или в нижней части страницы. Выслушав пожелания пользователей, разработчики разметили содержимое страниц так, чтобы незрячему пользователю было удобно с ними работать. В адаптированной версии Почты программы экранного доступа сначала видят и называют главные смысловые разделы: список папок, список писем и перечень доступных пользователю действий, а также отмечают переход между этими разделами. Для того чтобы незрячий пользователь мог зарегистрироваться в Почте, мы добавили на страницу регистрации звуковую капчу.


После внесения изменений мы предложили незрячим пользователям протестировать адаптированную версию Почты. Они регулярно работают с Почтой и составляют руководства для разработчиков, описывая существующие в ней проблемы. Иногда мы пытаемся поставить себя на место незрячих пользователей — например, один из тестировщиков завязывал себе глаза, чтобы на собственном опыте проверить, насколько удобно пользоваться адаптированной Почтой. И сейчас можно сказать, что незрячему пользователю лёгкой версии Яндекс.Почты доступны те же возможности, что и зрячему.


Главная сложность, с которой мы столкнулись при разработке, в том, что даже при соблюдении стандартов разные программы экранного доступа, браузеры и даже отдельные их версии по-разному ведут себя с сервисом. То, что прекрасно работает в одной программе, может совсем не работать в другой. Эту проблему мы решали вручную — долго и кропотливо проверяли работу Почты с каждой программой в каждой версии всех поддерживаемых браузеров.


Привести наши сервисы к стандарту WAI-ARIA — одна из прироритетных для нас задач, и адаптация Почты — это лишь первый шаг. Новая платформа Яндекса «Острова» разрабатывается с учётом внедрения этого стандарта, и следующий этап нашей работы, адаптированную страницу результатов поиска в островном интерфейсе, мы сможем представить уже в 2014 году.



Анна Демьяненко, менеджер проектов Яндекс.Почты

5 комментариев
Подписаться на комментарии к посту

Спасибо, вы делаете нужное дело!

Все не зрячие уже Ваши.

На войсовере шикарно работает
Какие ещё сервисы планируете адаптировать ?
Тимофей, служба поддержки
8 декабря 2013, 06:04

К сожалению, пока мы не можем поделится планами. Но как только что-либо реализуем, то сообщим нашим пользователям об этом в блоге!