Каждый месяц поиск Яндекса отвечает на 5 миллиардов поисковых запросов из России. По данным TNS, его использует три четверти интернет-аудитории и почти половина населения страны. Таким образом, по поисковым запросам к Яндексу вполне можно судить об интересах всех российских пользователей интернета.
Мы проанализировали случайную выборку поисковых запросов — 15 тысяч запросов с сентября 2013 по май 2014 — и написали на их основе новое большое исследование о поиске Яндекса. Оно рассказывает о том, что и как ищут жители российских городов разного размера. Разумеется, все данные обезличены.
С самого начала мы постарались отказаться от любых гипотез и ожиданий, просто смотрели на поток запросов. В результате в ходе анализа сложилась классификация, которая включает три уровня: цели запросов, темы и сферы жизни, к которым они относятся.
Цель запроса — это то, что хочет получить пользователь от взаимодействия с поисковой системой. Поиск используют с тремя основными целями. Во-первых, как навигатор в интернете — для перехода на сайты (например, [авито], [vk.com], [переводчик онлайн]). Во-вторых, для получения информации ([как сажать розы осенью], [очепятка что это], [к чему снится работа]). В-третьих, для поиска контента ([терминатор смотреть], [танки онлайн играть], [антивирус скачать бесплатно]). Для каждого из трёх вариантов можно выделить часто встречающиеся типы запросов. Например, для поиска контента это будет видео, аудио, игры и т.д.
Тема запроса — это то, о чём спрашивает пользователь: автомобили, спорт, домашние животные и т.п. Всего выделили около ста разных тем. Один запрос может относиться сразу к нескольким темам: так, [как вязать тапки крючком видео] относится и к «рукоделию», и к «одежде». Доля большинства выделенных тем не превышает процента от всех запросов, крупнейшие темы (соцсети, игры, музыка, авто) охватывают 4-6% всего потока.
Сферы жизни — часть классификации, которая говорит о самом пользователе, о том, какое место в его жизни занимает предмет запроса. В любой момент времени человек либо работает, либо отдыхает, либо чему-то учится, либо занимается своими личными делами. Мы разделили все запросы на четыре группы, каждая из которых соответствует одной из этих основных сфер жизни. Как выяснилось, чаще всего люди используют поиск для отдыха или решения личных проблем.
Основные результаты исследования — на картинке.
А подробности читайте в самом исследовании.