Чем интересуются пользователи поиска

14 октября 2014, 12:46

Каждый месяц поиск Яндекса отвечает на 5 миллиардов поисковых запросов из России. По данным TNS, его использует три четверти интернет-аудитории и почти половина населения страны. Таким образом, по поисковым запросам к Яндексу вполне можно судить об интересах всех российских пользователей интернета.

Мы проанализировали случайную выборку поисковых запросов — 15 тысяч запросов с сентября 2013 по май 2014 — и написали на их основе новое большое исследование о поиске Яндекса. Оно рассказывает о том, что и как ищут жители российских городов разного размера. Разумеется, все данные обезличены.

С самого начала мы постарались отказаться от любых гипотез и ожиданий, просто смотрели на поток запросов. В результате в ходе анализа сложилась классификация, которая включает три уровня: цели запросов, темы и сферы жизни, к которым они относятся.

Цель запроса — это то, что хочет получить пользователь от взаимодействия с поисковой системой. Поиск используют с тремя основными целями. Во-первых, как навигатор в интернете — для перехода на сайты (например, [авито], [vk.com], [переводчик онлайн]). Во-вторых, для получения информации ([как сажать розы осенью], [очепятка что это], [к чему снится работа]). В-третьих, для поиска контента ([терминатор смотреть], [танки онлайн играть], [антивирус скачать бесплатно]). Для каждого из трёх вариантов можно выделить часто встречающиеся типы запросов. Например, для поиска контента это будет видео, аудио, игры и т.д.

Тема запроса — это то, о чём спрашивает пользователь: автомобили, спорт, домашние животные и т.п. Всего выделили около ста разных тем. Один запрос может относиться сразу к нескольким темам: так, [как вязать тапки крючком видео] относится и к «рукоделию», и к «одежде». Доля большинства выделенных тем не превышает процента от всех запросов, крупнейшие темы (соцсети, игры, музыка, авто) охватывают 4-6% всего потока.

Сферы жизни — часть классификации, которая говорит о самом пользователе, о том, какое место в его жизни занимает предмет запроса. В любой момент времени человек либо работает, либо отдыхает, либо чему-то учится, либо занимается своими личными делами. Мы разделили все запросы на четыре группы, каждая из которых соответствует одной из этих основных сфер жизни. Как выяснилось, чаще всего люди используют поиск для отдыха или решения личных проблем.

 

Основные результаты исследования — на картинке.

А подробности читайте в самом исследовании.

15 комментариев
Подписаться на комментарии к посту
Это что? Для общего развития что ли? Спасибо! Теперь я просвещённый!
Перешёл по ссылке и нашёл полезное! Удивило, что порно так популярно. Конечно люди больше говорят чем не смотрят, но не настолько же.
Как близко друг к другу расположились темы "Игры", "Соцсети", "Порно" и "Школьные запросы" ))
Меня наоборот удивила, что так мало порно
Арсен Ибрагимов
14 октября 2014, 20:01
Великолепное исследование. Спасибо!
Было бы неплохо отразить в исследовании процент взаимодействия с колдунщиком запросов (спектр). Упоминается, что запросы точнее формулируются в регионах: потому что в Мск и СПб пользователи уточняют запрос колдунщиком или региональная поисковая выдача не устраивает пользователя? Секрет, да?)
bo1garia,
не совсем понятно, что вы имеете в виду. Спектр – это не колдунщик, и на саму формулировку запроса он никак не влияет (http://company.yandex.ru/technologies/spectrum/index.xml). В исследовании рассматриваются именно формулировки, которые задают пользователи.
capra,
я прошу прощения если некорректно выразился, но я думаю понятно, что вопрос был про то, как пользователи взаимодействуют  с этим блоком формулируя свой запрос - http://joxi.ru/0KAgKaaQs66VAl. Мне кажется важным этот аспект раз речь идет именно о формулировках
bo1garia,
спасибо, теперь я поняла. Да нет, интентными подсказками примерно одинаково пользуются в столицах и регионах.
Живу в городе ~400 тысяч чел. Частенько бываю в поездках. В принципе, общая картина изображена верно. Почему в провинции так часто ищут контент? Потому что здесь хватает свободного времени, но его совершенно нечем заполнить. Да, здесь нет нормальных музеев, театров, приличных концертных залов и т.п. Да что там говорить - культурно выпить особо негде :-D (все напересчет). Бери, что дают и не жалуйся :) Офисный планктон привык к любимым сайтам и помнит их названия наизусть. Неофиты ищут как говорят. Постепенно народ переключается на приложения в смартфонах и в планшетах, что приводит к меньшему серфингу поиска. Все меньше вижу людей, которые привыкли ассоциировать поиск с Яндексом. Google через Chrome и Android поменял предпочтения у многих, так что медленно движемся в сторону Украины и Беларуси, где Яндекс в роли вечного догоняющего (бываю там и могу судить). Мобильная навигация и организации в провинции - это 2GIS (если город в списке). Да, в Мск наоборот, но там привыкли к интернету всегда и везде. Яндекс Карты в провинции лишь для приблизительных пробок (всегда немного врут) и в качестве панорам/вида со спутника. Заказ товаров в интернет-магазине только при наличии точки самовывоза. Так поступаю сам, да и большинство не рискует после опыта с Aliexpress и ему подобных.
P.S. Локальный интернет-провайдер (FTTH) ушел в ПГТ и райцентры, потому что в областном центре стало нечего делать, а федеральные игроки по-прежнему боятся. 4G покоряет города, но интереса к нему особенного нет. В интернете не сидят только младенцы, мужики-работяги за 50, да бомжи. Городские "молодые" пенсионерки при помощи детей осваивают Skype и Одноклассники. Проникновение достигло потолка, так что пора задуматься о качестве многих сервисов. Село по-прежнему отрезано от "большого" интернета (попробуй поймай 3G), а потому ничего кроме социальных сетей не потребляет.
Нижняя схема непонятная. Судя по ней, Питер в котором живу, интересуется ТОЛЬКО транспортом. Чушь. Может быть доля больше, но выглядит будто только в этом интересы.
И кстати почему транспорт, в Москва мировой лидер по проблемам с проездом.
bladislav.basiliev,
положение круга показывает относительную  популярность в разных группах городов, там об этом написано. Относительная популярность означает, что в данной группе городов данной темой интересуются больше, чем в других, а не то, что интересуются только ей.
Но при желании вы можете читать рисунок и таким образом, чтобы получалась чушь, это как вам больше нравится.
А к чему Вы рекламируете всякую чушь?!
Например: "Расход бензина упал втрое! Заправки молчали об этом способе..." и т.д., и подобное этому. Ведь это абсолютное враньё!!! Я не верю, что у Вас сидят совершенно наивные люди, безоговорочно верящие любому бреду! Хотя за соответствующую мзду можно и поверить.
Очень хотелось-бы НЕ видеть на ваших страницах информацию от аферистов, да и статью за мошенничество не отменили...
С уважением,
Александр.
Классно, больше таких исследований!
Я теперь клиентов макаю в него.
https://vk.com/grams400?w=wall-61257283_131

Да, я злой! :)