ФАС, Яндекс и интернет-компании договорились закончить спор мировым соглашением

Андрей Стыскин,
директор бизнес-группы Поиска, рекламных и облачных сервисов

Почти год назад обогащённые ответы в поиске Яндекса стали не только сервисом, улучшающим пользовательский опыт, но и предметом для спора с нашими партнёрами по отрасли. Спор оказался в поле зрения регулятора — Федеральной антимонопольной службы.

Я рад сообщить, что сегодня мы договорились о заключении мирового соглашения и прекращении антимонопольного дела.

Обычно разногласия бизнеса не приносят ничего хорошего ни одной из сторон конфликта. Однако спор «о колдунщиках» показал, что конструктивный диалог с регулятором и отраслью, а также готовность слушать друг друга могут дать действительно прорывные результаты.

Помимо завершения антимонопольного дела, результатом этого диалога стали новые форматы работы с нашими партнёрами: нам удалось проинтегрировать более 50 различных интернет-сервисов в поиск.

На этой неделе Яндекс опубликовал политику, условия и технические требования интеграции партнёров в нашу поисковую выдачу. Это также результат нескольких месяцев тесного взаимодействия с нашими коллегами по отрасли, за что мы им очень благодарны. Для нас было важно сделать эти новые правила максимально прозрачными и удобными для всех. Поэтому мы будем проводить ежегодный независимый аудит непредвзятости поискового ранжирования, а также предоставим ФАС сведения, необходимые для регулярного мониторинга работы поисковой системы. В результате мы впервые представляем настолько глубокую интеграцию в поиск Яндекса.

Вот как теперь выглядят партнёрские интеграции в поиске Яндекса:

Правила интеграции в равной степени применимы ко всем сервисам Яндекса. С их помощью в поиске уже представлены десятки крупных и тысячи небольших компаний. 

Для того чтобы интеграция в поиск Яндекса приносила пользу всем участникам отрасли, мы решили пойти дальше, открыв дополнительные возможности и для компаний малого бизнеса.  

Яндекс внесет 1,5 млрд рублей в Российский фонд развития информационных технологий. Новая программа будет предоставлять гранты малым IT-компаниям для продвижения своих товаров и услуг в интернете. Это станет дополнительным импульсом развития цифровой экономики.

Спасибо Федеральной антимонопольной службе, история закончилась хорошо для всех участников: российская интернет-отрасль сделала важный шаг на пути к зрелости и умению самостоятельно решать свои вопросы — через саморегулирование. Главным же итогом этой истории стал ещё один шаг в развитии интернета для пользователей.

15 комментариев
Квинтэссенция - в суде проиграли, 1.5 лярда штраф в виде взноса.
za4еm,
переживаешь, что тебе не отломилось? :))
Сергей Фёдоров
21 мая 2022, 01:59
Создать свои "Яндекс услуги", а потом показывать их в своей платной рекламе? Google никогда не опустился бы до такого.
Овчинников Александр
19 января 2022, 21:51
Глядя на скриншот справа не поверил своим глазам, неужели Яндекс свой сервис "Кинопоиск" в "Вариантах просмотра" показывает на 6-м месте после "партнеров-конкурентов". Проверил, всё в порядке, Кинопоиск на первом месте) https://ibb.co/SsFYWwp
Данил Понимасов
29 марта 2022, 10:34
Овчинников Александр,
Обратите внимание, в списке предложения отображаются в порядке возрастания цен. То есть, первыми отображаются наиболее выгодные предложения. Не всегда цифровой продукт выгодно покупать именно в Кинопоиске, но в вашем случае только он предоставляет самые минимальные цены за аренду и покупку фильма.
Изя Баумштейн
19 января 2022, 22:59
Да примеры какие-то "хиленькие" РОЛЬФ, ДОМКЛИК ... прямо малый бизнес во всей красе :)
Евгений Гордеев
20 января 2022, 00:31
Хорошо, когда споры преобразуются вместо дрязг и компромиссов-полумер в здоровое деловое сотрудничество и развитие отрасли в целом.
Денис Повага
22 января 2022, 22:32
Хорошие новости, спасибо! Вот бы ещё здорово, чтобы Яндекс Видео в поиске, с подборкой видео из ютуб на сервисе Яндекса, не перекрывало всю первую видимость по запросам, отправляя трафик на сервис Яндекс Видео. Тогда как,  поисковый запрос выбивается в поиске сайтов, а не на сервисе Яндекс Видео. Например, по кулинарным запросам и многим другим творческим направлениям, сайты не получают большой объём трафика, по этой причине. Первая видимость экрана пользователя, имеет много позиций с видео. Видео с ютуба, на сервисе Яндекс. Если бы, это были прямые результаты на ролики ютуб, то скорее всего, такой длинной подборки не было. А так получается, посетитель переходит снова на сервис Яндекса, вбивая запросы в поиске Яндекса. С поиска Яндекса, пользователь попадает на Яндекс Видео, с подборкой видео ютуба. По отношению к владельцам сайтов, ранжирование происходит с преимуществом на Яндекс Видео, в поиске. 
Но скорее всего, это уже другая история, не связанная с колдунщиками. Хотя...
https://ibb.co/6ntT3fF
Победные реляции вызывают горький осадок. Возможно, с крупными игроками Яндекс и договорился, но в отношении мелких – своя рука владыка. «Мы сформулировали для себя внутренний принцип, по которому все равны: если упрощенно, наши сервисы ранжируются по той же методике, что и обычные сайты. <...> Этот принцип никогда не нарушается <...> Один из важнейших компонентов — это качество продукта, который мы поставляем людям»,– Тигран Худавердян.
Однако более 50 сайтов из ТОП-100 по наиболее частотным запросам любой категории бизнеса при проверке их в API сервисе Яндекса рядом не стояли с ТОП-100. Их нет в API выдаче Яндекса, но в ТОП-100 ручного поиска они есть. Андрей, если это называть качеством, то остается поздравить Ваш департамент. Следует сказать, что Вашим специалистам эта проблема известна давно. И они уже не первый месяц пытаются работать над этим, только воз и ныне там вместе с алгоритмами и нейросетями. Возможно, это и есть политика: за вхождение в ТОП-100 надо платить?  
Максим Мельников
1 февраля 2022, 23:26
лично я никаких изменений - как на скриншоте справа - не заметил. Как было (как на скриншоте слева) так и осталось
tensportsnew@gmail.com
13 февраля 2022, 02:50
https://yandex.ru/adv/news/master-otchetov-pokazhet-dolyu-vyigryshey-v-auktsionakh
Обновлено 13 февраля 2022, 02:51
Удалённый пользователь
1 марта 2022, 15:32
Бывший руководитель сервиса «Яндекс.Новости» Лев Гершензон призвал своих коллег по компании перестать скрывать сведения о войне России с Украиной, чтобы не быть «соучастниками ужасного преступления»:


Сегодня шестой день, когда на главной странице Яндекса минимум 30 миллионов российских пользователей видят, что никакой войны нет, тысяч погибших российских солдат нет, десятков погибших под российскими бомбежками мирных жителей нет, нет десятков пленных, нет огромных разрушений в разных украинских городах.


То, что значительная часть населения России может считать, что войны нет, является основой и движущей силой этой войны. Яндекс сегодня — ключевой элемент в сокрытии информации о войне. Каждый день и час таких «новостей» — это человеческие жизни. И вы, мои бывшие коллеги, за это тоже отвечаете.
Сергей Фёдоров
21 мая 2022, 01:43
Цивилизованным как Google яндекс никогда не станет. 
Пора ФАС сообщить что Яндекс Директ вытваряет, как рекламодателей вертит, пусть еще на пару ярдов хлопнут
да лучше бы не вводили никаких колдунчиков...
До появления "обогащенного ответа" мы (доставка пиццы) прибавляли в год 20%. После появления колдунчиков ваших рост замер- вливания в рекламу не помогали. Оказалось, в обогащенном ответе по запросу с названием фирмы вылезала карточка конкурента....

Хорошо, поменяли формат бизнеса с доставки на кафе+доставка (а сколько контор не смогли и похоронили бизнес?). Но тут новая напасть: не признают нас на равных с конкурентами, нет нас ни в карусельке, а первое время даже в поиске на картах! А тот конкурент, чья карточка показывалась в выдаче первой- словно прибит к первому месту в выдаче в карусельке.

Что это, если не нарушение ст. 10.1 и п 8 и 9 ч1 ст 10 ФЗ135- то самое противодействие выходу на рынок и дискриминация со стороны владельца цифровой платформы?