За любым музейным экспонатом стоят десятки историй. Услышать их можно не только от экскурсовода. Благодаря интернету у музеев есть множество способов рассказать о своих коллекциях, от онлайн-курсов до виртуальных туров. Современные мультимедийные форматы позволяют дать о предмете гораздо больше информации, чем брошюры и таблички: рассказ можно дополнить фотографиями, документами, аудио- и видеозаписями, 3D-моделями.
Издательство Яндекса занимается развитием и поддержкой просветительских проектов. В их числе — документальная игра «Карта истории», альманах «Что случилось с дизайном за последние 100 лет», сайт «История России в фотографиях» и многое другое.
Осенью 2017 года Издательство Яндекса и московский Политехнический музей запустили проект «Большой музей». Это технологическая платформа, которая помогает музеям рассказывать истории в интернете. На базе «Большого музея» можно сделать сайт или мобильное приложение и подготовить для них материалы: статьи, галереи, виртуальные экскурсии, хронологическую шкалу.
Например, два музея, которые готовят совместную выставку, могут запустить на платформе сайт, посвящённый проекту, и приложение с аудиогидом — посетители смогут использовать его прямо в залах. Работа не займёт много времени: «Большой музей» предоставит все необходимые компоненты, чтобы организаторы могли сосредоточиться на главном — подготовке интересного контента.
Дмитрий Степанов,
основатель Издательства Яндекса:
«Мы безмерно рады, что наша мечта — сделать общедоступным уникальный контент от экспертного музейного сообщества, расширить физические пространства музеев — начинает сбываться».
Первые проекты на базе «Большого музея» выпустили Политехнический музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории ГУЛАГа и Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича.
Сейчас «Большой музей» открыт для всех желающих и приглашает музеи к сотрудничеству. Подать заявку можно на сайте платформы. Первые три месяца использовать платформу можно бесплатно, условия дальнейшего сотрудничества обсуждаются с каждым участником индивидуально. Команда «Большого музея» готова не только взять на себя техническую часть проектов, но и помочь рекомендациями, как лучше подготовить контент к публикации.