Работа на местности: как мы запускали МЦК

21 октября 2016, 18:05

В сентябре 2016 года открылось Московское центральное кольцо. С первого дня работы оно присутствует на всех геоинформационных сервисах Яндекса. Для этого потребовалась большая работа. Команда Яндекс.Карт побывала на МЦК до его открытия, чтобы уточнить местоположение вестибюлей и переходов и замерить время в пути, а команда Яндекс.Расписаний составила собственный алгоритм показа движения поездов. Об истории появления МЦК на сервисах Яндекса рассказывают Егор Астапов и Александр Фетисов.

Егор Астапов,
аналитик Яндекс.Карт

Сейчас у картографов есть множество данных, которые позволяют рисовать карту, не вставая из-за стола, — это спутниковые снимки, аэрофотосъёмка, GPS-треки, данные от муниципальных служб. Но часто информации всё равно не хватает, и тогда ты действуешь так, как действовали картографы всех времён и народов, — отправляешься на место, чтобы лично посмотреть и зарисовать. Пожалуй, это самая интересная часть нашей работы.

Мы пристально следили за строительством МЦК и заключили договор о сотрудничестве с Московским метрополитеном — благодаря этому нам удалось заранее получить данные о станциях и пересадочных узлах и наметить их на карте. Самая активная фаза строительства кольца пришлось на весну-лето 2016 года. Именно тогда сооружались важнейшие для пешеходной навигации объекты — вестибюли станций и переходы.

В какой-то момент мы поняли, что не успеваем за действительностью. Это был июль — тогда кольцо только готовилось к тестовой эксплуатации. Не хватало информации о расположении вестибюлей и подходов к ним, а также о расписании и интервалах движения поездов. Самым правильным было бы пойти и проверить всё лично. Московский метрополитен помог с получением допусков и разрешений, и в начале августа мы впервые отправились на МЦК.

Конечно, ходить по стройке в одиночку нам бы никто не разрешил, поэтому у нас был сопровождающий — сотрудник Московского метрополитена. В тот день движения поездов по МЦК не было, и мы успели осмотреть только пять станций. Перемещаться между ними пришлось на метро. Зато мы опробовали новый тип пересадок — наземные пересадки, когда с одной станции на другую нужно идти по улице. Всё увиденное мы зарисовывали — в общем, составляли карту, как наши деды и отцы: с абрисами и карандашом.

Следующий осмотр состоялся в середине августа. В этот день мы стали одними из первых «гражданских» пассажиров МЦК. По кольцу в тестовом режиме, но уже по настоящему графику ходили поезда «Ласточка». Мы объехали все станции, причём на каждой выходили из поезда и зарисовывали пешеходную инфраструктуру. Ещё мы замеряли время движения между станциями. После небольшой перепроверки результаты наших замеров начали использоваться в Яндекс.Метро, а также при построении маршрута на Яндекс.Картах.

В третий раз мы посетили МЦК 6 сентября, за четыре дня до запуска. Мы ещё раз замерили время в пути и обнаружили несколько новых подходов к вестибюлям и переходов — их тоже нанесли на карту. Ровно в 14:00 10 сентября, сразу после официальной церемонии открытия, сервисы Яндекса начали строить маршруты с учётом Московского центрального кольца.

Александр Фетисов,
менеджер проекта Яндекс.Расписания

История появления Московского центрального кольца на Яндекс.Расписаниях была более сложной. Во-первых, было не очень понятно, чем же на самом деле является МЦК: линией метро или городской электричкой? Иными словами, нужно ли пассажирам кольца «расписание в виде расписания» или нет?

Получив информацию об интервалах движения поездов —  6 минут в часы пик и 12 минут в остальное время, — мы стали склоняться к тому, что расписание всё же нужно. Поводом послужила моя поездка в Берлин, где есть система городских электричек S-Bahn. Промозглым февральским вечером нужный поезд ушёл у меня из-под носа, и было довольно тоскливо стоять ещё 10-15 минут на открытой всем ветрам платформе. Знание расписания позволяет ждать поезда в комфортных условиях — например, в ближайшем кафе, — или спокойно гулять по городу и приходить на станцию за пару минут до отправления.

Когда мы больше узнали о МЦК, появился ещё один аргумент. Последние поезда заканчивают маршрут на одной из четырёх конечных станций («Нижегородская», «Андроновка», «Балтийская», «Хорошёво») между 00:40 и 01:02. Но конечные станции распределены по кольцу неравномерно. Из-за этого человек, придя поздно вечером на станцию, рискует не доехать до пункта назначения. Бывает, что последний подходящий поезд отправляется со станции задолго до её закрытия. Например, от «Площади Гагарина» до «Андроновки» или до «Шоссе Энтузиастов» последний поезд по короткому направлению идет в 23:54 по будням и в 00:12 по выходным, тогда как сама станция открыта  на вход до 00:40. Все последующие едут только до «Нижегородской».

Итак, стало ясно, что расписание необходимо. Оставалось понять, как сделать его удобным для пассажиров — ведь типовые алгоритмы для показа электричек не предназначены для кольцевого движения. На это у нас ушла вся вторая половина августа и первые дни сентября. Мы стали учитывать особенности кольца, где движение осуществляется в обе стороны — то есть путь от одной станции до другой может занять как пятнадцать минут, так и семьдесят, — и научились находить оптимальные варианты перемещения между двумя любыми станциями.

Посмотреть расписание можно на rasp.yandex.ru и в приложении Электрички. Мы даже знаем, на какую сторону открываются двери поезда на той или иной станции. Кажется, что наш способ отображения расписания МЦК оказался удобен для пассажиров. Очень приятно, когда в ответ на вопрос «Где посмотреть расписание МЦК?» люди в вагоне отвечают: «Посмотри в Яндексе!».

13 комментариев
Подписаться на комментарии к посту
Приятно знать, что кто-то работает над Расписаниями, да ещё так активно. А то по внешнему виду сайта и приложения этого не скажешь. Apple скоро закроет ваше приложения как «заброшенное» — уже предупреждает при запуске. Обновите, пожалуйста.
яндекс карта прекрасный инструмент.  Особенно мне нравится функция - построить маршрут -общественным транспортом.  Иногда хочется на яндекс карте увидеть маршрут того или иного автобуса, трамвая.   А вводишь в строку поиска "автобус т79"  логично что бы на карте отобразился маршрут .. А поисковик отвечает - ничего не найдено.:(  
Света Чистякова
31 октября 2016, 13:14
Здравствуйте. Это хорошее пожелание, спасибо, записали.
Света Чистякова
31 октября 2016, 14:32
Мне тут ещё подсказали, что в мобильном приложении Карт такая функция появится в одном из следующих обновлений :)
Света Чистякова,
 еще подскажу, что пока что мобильные Яндекс.Карты рассчитывают время маршрута на общественном транспорте без учета загруженности дорог. То есть, к примеру, 3-х и 7-и бальные пробки на автобусе ехать одинаково 19 минут. 
Света Чистякова,
 Рад что мое предложение понравилось.  Спасибо. 
Обновите схему в Яндекс.Метро. В некоторых переходах с Метро на МЦК нужно показывать время хождения в минутах. Например со станции Войковская до Балтийской нужно идти больше 10 минут по улице, а из схемы это не очевидно. В результате нельзя даже приблизительно предположить сколько займет время переезда. Кстати на больших метрошных картах это время указано, фактически там перехода нет.
Света Чистякова
3 ноября 2016, 19:25
Здравствуйте. Да, сейчас на схеме Яндекс.Метро время прямо не указано, но при этом у сервиса такая информация есть. Она учитывается при построении маршрутов и расчёте общего времени в пути.
Чтобы посмотреть, сколько времени уйдёт на преодоление конкретного перехода, достаточно выбрать станции, которые он соединяет. Так, например, можно узнать, что от Войковской до Балтийской идти по переходу 12 минут.
Есть конечно и еще одна по настоящему головоломная задача.  Которая уверен, будет востребована курьерскими службами.  Есть курьер которому нужно.. Стартовав из точки А ( со склада)  в любом порядке обежать десять адресов и потом добраться до дома.  В опциях яндекс карт есть возможность построить маршрут между последовательными точками.  Но что бы программа выбрала  оптимальный порядок посещения точек  вот было бы интересно. 

veve5,
подобная задача в точной постановке является NP-сложной, и время её решения на довольно хилом процессоре мобильника или планшета приведёт в уныние любого курьера (если точек больше 20, расчёт может продлиться больше суток). А если решать приближённо, то человек с построением маршрута справится лучше и быстрее, чем компьютер.
Обновлено 20 ноября 2016, 15:52
Добрый день!
Я уже писал в обратную связь, но почему-то еще не сделали одно маленькое изменение.
Все линии московского метро пронумерованы, и на английском говорят уже цифры.
Мои друзья - гости из других стран говорят про линии цифрами, а я со стандартным московским "по цвету" или "по названию линии", например, зеленая линия, или Таганско-Краснопресненская, не всегда понимаю, про какую линию они говорят. Приложение и сайт не пишут, какая линия по цифре. Более того, выходы из станций тоже пронумерованы, и уже не надо говорить с кем встречаешься, выход "от центра" или к хвосту поезда итд.
Думаю, надо добавить цифру к линии, чтобы можно было легко определить.
Ребята, вы молодцы! Я очень рада, что наконец на картах появилось отражение маршрутов транспорта и даже прибытие на остановку!!! Просто здорово! Стало гораздо легче искать путь до объекта и рассчитывать время. А про расписание поездов МЦК я даже не знала. Спасибо большое!
witalya.osos2012
22 февраля, 04:59
...сколько средств из гос.буджета было выделено полностью на сдачу МЦК "под ключ" ?