Каждый месяц Яндекс отвечает более чем на 91 миллион разных запросов о еде: от [мужские грёзы с говядиной] — здесь речь идёт о рецепте салата — до [что приготовить на обед из курицы]. Мы изучили такие запросы и подготовили большое исследование — из него можно узнать, какие блюда люди готовят, какие продукты используют и как отличаются кулинарные предпочтения в разных регионах.
От доставки до готовки
Еда — очень широкая тема: люди спрашивают о меню ресторанов, интересуются доставкой и акциями в магазинах. Для этого исследования мы отобрали запросы непосредственно о готовке. Взяли около 200 популярных кулинарных ресурсов — povarenok.ru, russianfood.ru, eda.ru и другие — и выбрали из всего потока запросов те, для которых эти сайты показывались среди первых результатов поиска. За год с марта 2016 по апрель 2017 таких запросов набралось больше миллиарда.
Самые популярные блюда и продукты
Чтобы выделить названия самых популярных продуктов и блюд, мы по пробелам и специальным символам разделили поисковые запросы на словоформы. Словоформы автоматически привели к нормальной форме — той, в которой они даны в словаре. Всего получилось больше полумиллиона разных слов. Из топ-500 наиболее частотных слов вручную выбрали по двадцать названий продуктов и блюд — тех, которые вызывали у пользователей больше всего вопросов.
Продуктами мы считали то, из чего готовят или что едят просто так, без обработки. Самыми популярными оказались курица, картошка, мясо, капуста и творог. Блюдами — то, что нужно приготовить. Здесь лидируют салаты, торты, супы, пироги и соусы.
Как правило, названия блюд не состоят из одного слова. Люди ищут не любой салат, а [салат из свежей капусты с морковью] или вообще [русская красавица с куриной грудкой]. Чтобы найти самые популярные в поиске конкретные блюда, мы сначала убрали из запросов распространённые уточнения, которые могут относиться к любому рецепту («быстро и вкусно», «на скорую руку», «в домашних условиях»), а потом выделили наиболее частотные последовательности из пяти слов (N-граммы). Запросы короче пяти слов брали целиком, а последовательности, отличающиеся незначительно, например только порядком слов, объединяли.
Сезонные колебания
Абсолютные топы кулинарных запросов почти не меняются — россияне ищут рецепты салатов и тортов хоть весной, хоть осенью. Чтобы показать изменения в рационе в течение года, мы выбрали для каждого месяца самые характерные слова — те, которые попали в топ-200 по популярности в этом месяце и при этом сильнее всего поднялись в топе по сравнению с прошлым.
Видно, что в феврале все пекут блины на Масленицу. Люди ищут самые разные варианты рецептов: тонкие блины, толстые блины, пышные, ажурные, с дырочками, диетические и так далее. Потом появляется интерес к постным блюдам, а в апреле — к пасхальным. Пользователи спрашивают про рецепты куличей и интересуются, как красить яйца и готовить пасху. Всё лето и часть осени посвящены заготовкам, а в ноябре начинается подготовка к Новому году.
Региональные особенности
Наконец, мы посмотрели, как отличаются кулинарные предпочтения в разных регионах России. Для каждого региона взяли десять слов, которые встречались в запросах отсюда в два и более раза чаще, чем в среднем по стране. Мы не учитывали ошибки в написании и некоторые местные слова, обозначающие распространённые блюда и продукты, — например, «шаверма» и «синенькие», поскольку они попадают в список характерных скорее из-за языковых особенностей, чем кулинарных.
На характерные блюда заметно влияют различные национальные кухни. В Бурятии ищут буузы, в Чувашии — хашламу, а осетинские пироги популярны на юге. В некоторых регионах есть свои традиционные блюда — так, в Архангельске пекут козули (узорные пряники) и калитки (маленькие пирожки), а в Калужской, Орловской и Пензенской областях с наступлением весны делают жаворонков.
Интерактивные графики и карту продуктов, характерных для разных регионов России, смотрите в полной версии исследования.