Клуб Народной карты

Фото пешеходных маршрутов в слое «Зеркала»

Всем привет!

Вчера в Картах запустились фото пешеходных маршрутов в слое «Зеркал». В этом посте мы подробно расскажем о запуске.

Зачем снимать пешеходные маршруты?

Как и с автомобильными снимками, есть два основных варианта:

— Чтобы пешеходы могли просматривать маршруты в Яндекс.Картах. Это бывает важно, особенно если планируется прогулка с коляской или на коляске. «Зеркала» помогут узнать, есть ли по пути пандусы и лестницы, качественный ли тротуар, есть ли в парке лавочки, удобно ли в конкретном месте кататься на роликах или велосипеде.

— Чтобы улучшить карту. Пешеходные снимки ровно так же показывают актуальное состояние местности и помогают увидеть изменения. В том числе в местах, где автомобили не ездят.

Приложение «Народная карта»

В интерфейсе приложения почти ничего не поменялось (кроме подписей у некоторых кнопок). Все изменения тут — внутри: они связаны с тем, как выгруженные фото обрабатываются. Теперь алгоритм умеет различать снимки, которые сделаны из автомобиля, при пешей прогулке или, например, с самоката.

Многие народные картографы пробовали снимать в приложении пешеходные дорожки, и результат обычно получался не очень: фотографии часто привязывались к ближайшим автомобильным дорогам. Теперь, когда мы знаем, что снимок пешеходный, привязывается он уже по-другому: к тротуарам, пешеходным дорожкам, внутриквартальным проездам. Как следствие — точность привязки таких снимков серьезно возросла.

Яндекс.Карты

В «Зеркалах» появился переключатель: можно выбрать, пешеходные или автомобильные снимки смотреть. Дизайн слоев немного различается. На слое пешеходных снимков привычным фиолетовым цветом показаны участки дорог, где фотографии уже есть, а серым — участки без фото. Сейчас фиолетовые участки — это в основном внутриквартальные проезды, снятые с автомобиля. Но кое-где, например в центре Москвы, можно увидеть и настоящие пешеходные снимки, сделанные во время тестирования интерфейса.

Где снимать пешеходные маршруты?

Важно начать с дорожек, рядом с которыми нет отснятого автомобильного проезда: это парки, скверы, пешеходные улицы. Обратите внимание и на внутриквартальные проезды, пока не затронутые автомобильной съемкой.

Обратная связь

Мы очень ждем вашей обратной связи. Присылайте впечатления о новом слое пешеходных снимков, рассказывайте о привязке снимков, если что-то пойдет не так. А еще предлагаем делиться опытом организации пешеходной съемки: как удобнее закрепить смартфон на коляске, самокате, велосипеде; как получить наиболее четкие снимки; где лучше всего видна дорога. Пешеходная съемка кажется более вариативной, чем автомобильная, и советы будут очень полезны.

75 комментариев
Удалённый пользователь
5 августа 2020, 15:02
Сложная штука. У велосипеда или самоката таких амортизаторов как у авто нет. Значит будут проблемы с тряской и болтанкой. Снимки нужны в альбомном формате. А закрепить смарт на руле горизонтально не всегда возможно и не всегда есть место. Да и крепить смарт на руль придётся так, чтобы он снимал горизонтально, а значит видеть экран смарта, управляя велосипедом или самокатом, станет невозможно. Следовательно и контролировать процесс будет проблемно. Это только если использовать велосипед или самокат в роли передвижного штатива. Т. Е. вести его в руках, снимая при этом. А поскольку колёс только два, то крен и завал горизонта неизбежен. 
А уж снимать с рук, пешком на ходу _это вообще мне непонятно как. 


С крыши детской коляски, как в ролике, оно может и удобно. А все остальные способы... 
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса5 августа 2020, 15:15
Lord of Shadows,
снимки в альбомном формате рекомендованы, но не обязательны. Кстати, именно для пешеходных маршрутов ориентация менее критична: пешеходные дорожки обычно менее широкие, чем проезжая часть улиц.
Про тряску и завал горизонта - эти проблемы, несомненно есть, ровно поэтому мы просим делиться лайфхаками про удачные решения, которые позволят влияние этих проблем минимизировать.
Удалённый пользователь
5 августа 2020, 15:46
Lobov Sergey,
 Пока ничего умнее внешней камеры, отдельно от смарта, мне в голову не пришло. 
Lobov Sergey,
единственный способ снизить смазы - уменьшать выдержку насколько возможно. или подключать ИИ
Lord of Shadows,
у меня есть мысль попробовать положить планшет в переднюю сумку на веле. Надо будет попробовать. Жаль там камера так себе. 
Удалённый пользователь
5 августа 2020, 16:06
qr2100 (AS VLG),
Мысль интересная, расскажите потом что получилось 
qr2100 (AS VLG),
Супер-камера и не нужна здесь. При выгрузке всё равно это ужмётся так, что не отличить от самой плохой и старой камеры)
nogo1986,
нужна хорошая камера с достаточной фотосилой, чтобы снимать с меньшей выдержкой и получать более четкий результат даже на неровной дороге и качающемся велосипеде. Для съемки из машины это гораздо менее критично. 
Lord of Shadows,
мой опыт съемки с велосипеда вышел успешнее, чем я  ожидал. 
Вот снимки в садовом товариществе, по неровным каменистым дорогам https://n.maps.yandex.ru/#!/mrc/184728212?z=19&ll=49.073325%2C55.896959&l=nk%23sat 
Если аппарат способен делать снимки быстро, то съемка с велосипеда вполне оправдана.
Удалённый пользователь
5 августа 2020, 16:48
Alexxegorov,
Как крепили смарт к велу?

Lord of Shadows,
крепление должно быть максимально жестким, желательно без подвижных узлов, иначе раскачки и сильной тряски не избежать.
Сначала вот такое крепление на руль со стандартным для штатива винтом. Сверху накручиваю вот такой держатель. Он простой, но держит хорошо. Вышибло телефон только один раз ветками, когда задел рулём куст, так что телефон лучше в хороший чехол сначала засунуть. Такие держатели теперь использую как универсальный везде: в машине, на велосипеде, на селфи-палке.
Минус такого варианта - нельзя откорректировать горизонт. Но зато без лишнего дребезжания.
Lord of Shadows,
при езде, конечно, приходится следить за собой, чтобы руль держать максимально прямо и лишний раз его не вращать. 
Удалённый пользователь
5 августа 2020, 17:18
Alexxegorov,
Спасибо :-) 
Удалённый пользователь
6 августа 2020, 10:39
Alexxegorov,
А вы не пробовали крепить не за руль, а за раму? За стойку руля ? По идее, и крен будет меньше, и болтанка поменьше. За счёт того, что закреплено ниже. 
Alexxegorov,
товарищество садоводческое, а не садовое. Товарищами являются садоводы, а не сады.
bob,
это какие-то ваши личные придумки. Садоводы товарищами не являются и вообще не обязаны ими быть. Товарищество - это вид совместного ведения хозяйства или дел. Образовать название можно хоть от садовода, хоть от сада или вообще от дачи. Дачное некоммерческое товарищество явно не от дачников образовано.
Lord of Shadows,
рама слишком толстая для такого крепления.
Удалённый пользователь
8 августа 2020, 22:08
Alexxegorov,
Да, пожалуй. Попробую что-то придумать
Lord of Shadows,
а вот снимки сделанные с рук https://n.maps.yandex.ru/#!/mrc/42290165?z=18&ll=49.132953%2C55.800798&l=nk%23sat - до сих пор единственные снимки в этом месте.
Основным препятствием для подобной съемки действительно являлась, как сказано в посте, неверная привязка снимков. И это настоящая боль даже на снимках сделанных в автомобиле в местах, где неточно или неверно отрисована дорожная сеть. Особенно там, где её сложно отрисовать по снимку, например под густой растительностью. Сами снимки могли бы служить треками для отрисовки, но в итоге они привязываются к существующим дорогам и после такого понять, какие дороги верны, а какие нет, невозможно.
I'mBot Сергей
5 августа 2020, 18:00
Alexxegorov,
54.446623, 50.794901 съемка с рук без всяких :-)

привет от пользователей mapillary, снимаем точно так же с 2015 года.
1. Админы, сделайте плиз REST API для загрузки, будем свои снимки из mapillary+openstreetcam заодно к вам копировать для сохранности.
2. Не взлетит, пешком со смартфона виды снимать охотников на самом деле крайне мало. Быстро устаёт рука держать смартфон, всем стрёмно держать его на виду, и только кулибины будут покупать смартфон с хорошим железом, что бы у него была большая батарея и большая память для такой съёмки.
3. С велосипеда снимать можно, но только с подобранным креплением. Я купил в общей сложности 10 велосипедных креплений, и только в этом году нашёл хорошую конструкцию - в Фикс Прайсе. Взял 2 штуки, но потом разобрали.
4. Проблемы с тряской обязательно будут, в mapillary есть нерешаемый баг что некоторые фото получаются перевёрнутыми - такими их отдаёт операционная система. И вообще появляются дефекты изображения - горизонтальная размытая полоса, что-то от rolling shutter.
5. Фото со смартфона имеют довольно небольшую практическую ценность, потому что не хватает угла обзора. По ним хорошо распознаются дорожные знаки, и ещё они хороши для уточнения облаков точек с панорамных камер. И поэтому тоже вам нужен REST API для загрузки, что бы можно было грузить кадры с экшон-камер.
trolleway,
ддайте ссылку на идеальное крепление. А по поводу перевернутых изображений - тут тоже такое есть, не пойму почему не научат робота поворачивать снимки автоматом когда среди 100 горизонтальных вдруг появляется один вертикальный 
GT,
не получается, товар-то разобрали, и в каталоге его нет
trolleway,
https://fix-price.ru/product/6030178/ не он ли?
Александр,
точно, эта - с крючками по углам
trolleway,
годится только для смартфонов с камерой высоко и по центру
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса5 августа 2020, 16:36
trolleway,
по п.2 - тут вопрос терминологии, конечно. Когда мы говорим "пешеходные" фото, то не имеем в виду только и даже в основном фото снятые "с рук". В основном, конечно, речь про коляски, велосипеды и иже форматы крепления смартфона, в рамках которых пользователь может перемещаться по пешеходным/велодорожкам.
Lobov Sergey,
особо упоротые готовы снимать и руками, там где других вариантов нет :) С новым алгоритмом есть возможность корректно привязать старые снимки с рук? Эту практику забросил исключительно из-за таких косяков с привязкой.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса5 августа 2020, 22:49
Alexxegorov,
несомненно, можно и руками. Я лишь про то, что объем "настоящих" ручных снимков, кажется, будет заметно меньше того, что снято с колясок/велосипедов/самокатов.
По второму вопросу - выясню и вернусь с ответом.
Lobov Sergey,
не забыли про вопрос?
trolleway,
Спасибо Mapillary за свежие снимки. У нас в городе буквально ежедневно практически все улицы в центре проезжают таксисты.
Обновлено 5 августа 2020, 19:35
nogo1986,
а могли бы проезжать с приложением Народная карта.
I'mBot Сергей
5 августа 2020, 15:59
мое предложение глупое, но не лишено здравого смысла.
сделайте конвертер из видеофайлов с привязкой GPS.
I'mBot Сергей,
ээто уже пару лет предлагают 
Использую крепление на вынос руля (для go pro) с переходником на смарт. Фото прикрепить тут невозможно. Смазы есть, но качество терпимое
I'mBot Сергей
6 августа 2020, 16:18
GT,
можете фото положить на какой нибудь фото-сервис или ядиск и сюда ссылку
I'mBot Сергей,
такой держатель https://c.radikal.ru/c40/2008/ed/68a38835f403.jpg на таком креплении https://b.radikal.ru/b35/2008/d6/45a1ced391c1.jpg
Обновлено 8 августа 2020, 09:18
аа ещё бесит постоянно при запуске тыкать "далее" (как будто я тупой и не запомнил с 1 раза, что надо снимать в ясную погоду и горизонтально) и потом вручную ставить фокус на бесконечность 
I'mBot Сергей
5 августа 2020, 16:30
GT,
палец вверх
GT,
поддерживаю.
GT,
+++
Сколько раз уже предлагали убрать это предупреждение. Особенно бесит, когда снимаешь "неточности". Нужно быстро включить и сделать снимок, но нет, прочитай инструкцию еще раз.
GT,
Поддерживаю. Оставьте только проверку включения GPS, остальные информационные вводные не нужны.
I'mBot Сергей
7 августа 2020, 22:54
kalach-k,
думаю  галочку в настройках на это добавить (типа прочитал и понял ) ;-)

Удалённый пользователь
6 августа 2020, 10:43
Плохо что приложение на старые версии андроида не ставится. Можно было бы старый смартфон использовать. И камера нормальная, и не так жалко если свалится. 
а если уже когда-то записанное с рук неправильно привязалось к дороге, исправить можно?


https://yandex.ru/maps/967/obninsk/?l=mrc&ll=36.604286%2C55.119596&mrc%5Bid%5D=140556340&z=17
I'mBot Сергей
6 августа 2020, 14:45
Роман Ш.,
Да можно, пишите в поддержку

Добавьте возможность снимать в Армении. :((
Удалённый пользователь
6 августа 2020, 13:55
Примерно через какое время снимки будут опубликованы ? Хотя-бы примерно. И есть-ли какая-то обратная связь, вроде сообщения по почте, прошли снимки или были забракованы ?
I'mBot Сергей
6 августа 2020, 14:10
Lord of Shadows,
от нескольких часов до суток. всегда по разному. вот вчера в 22 выложил сегодня в обед уже были
Удалённый пользователь
6 августа 2020, 20:04
I'mBot Сергей,
Спасибо, буду ждать 
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса7 августа 2020, 14:51
Lord of Shadows,
автоматической обратной связи нет. 
Удалённый пользователь
7 августа 2020, 21:40
Lobov Sergey,
Жаль. Нет, так нет 
Lord of Shadows,
бракуются отдельные снимки, а не вся серия. Сложно представить, каким должно быть сообщение на почту при количестве снимков, исчисляющимися сотнями и тысячами.
Удалённый пользователь
12 августа 2020, 11:08
Alexxegorov,
В принципе да. Но можно на почту коротенькое сообщение вроде "снимки, которые вы загрузили ДД.ММ.ГГГГ опубликованы"
I'mBot Сергей
6 августа 2020, 14:18
я вот тут подумал и мы решили :-)
использовать электро-самокат или гироцикл(гироскутер). повесил смартфон на шею закрепив ленточкой пропустив под чехлом. и едешь себе. :-) 
I'mBot Сергей,
можно в интернетах найди нагрудное крепление для смартфона.
I'mBot Сергей
6 августа 2020, 15:34
Alexxegorov,
это чисто так на скорую руку если :-). если уж танцевать то нужно покупать устройство от тряски и стабилизации :-)
Удалённый пользователь
12 августа 2020, 11:10
I'mBot Сергей,
Стедикам купить :-)
dspos Дмитрий
7 августа 2020, 15:22
А есть возможность делать одиночные снимки с рук в наиболее интересных местах?
Например в формате "панорамного" снимка (всунуть в приложение возможность кругового снимка или подгружать уже отснятый)? 
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса7 августа 2020, 15:53
✐dspos Дмитрий,
это уже скорее про пользовательские панорамы. Там сейчас стало можно загружать одиночные панорамы.
dspos Дмитрий
8 августа 2020, 03:12
Lobov Sergey,
Не совсем. Панорамы это всё таки снимки, подготовленные специализированными девайсами.
Я про любительские круговые панорманые снимки, которые может снять любой смартфон.
Удалённый пользователь
9 августа 2020, 10:03
Сложная ситуация с привязкой снимков из приложения получается. Была бы возможность корректировать привязку своих снимков после заливки, то появились бы новые пешеходные дороги и точные привязки к существующим дорогам! Если алгоритм на данный момент сложно сделать!
Привязка к пешеходным дорогам точно работает?
Вот новые снимки с велосипеда на тротуаре от пользователя. Лежат они на проезжей части, а не на тротуаре. Тротуар отмечен уже давно и находится примерно в 10 метрах от линии дороги, что думаю достаточно, чтобы исключить погрешность.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса18 августа 2020, 09:39
Alexxegorov,
здесь алгоритм не сумел отличить снимок с велосипеда от автомобильного, разработчики про такие случаи знают, так что постараемся сделать работу классификатора лучше.
Удалённый пользователь
18 августа 2020, 13:40
Lobov Sergey,
опять, же об "алгоритме". Смысл городить килобайты кода, если можно добавить в приложении настройки. Типа: пеший, велосипед, автомобиль. Ориентацию: по умолчанию спереди и переключатели направления...
Lobov Sergey,
может стоит полагаться в большей степени на координаты с устройства, чем гадать, велосипед, пешеход или автомобилист.
Мария Гильфанова
Сотрудник Яндекса19 августа 2020, 12:29
💥 Дядя Юра 💥,
 выбор атрибута съемки - это дополнительное действие, которое пользователь должен будет совершать перед началом съемки. Если алгоритм может определять тип съемки без этого действия, но делает это с погрешностями, то лучше работать над точностью привязки.
Удалённый пользователь
13 августа 2020, 13:40
А как ориентация снимков идёт?
Я тут хорошее место нашёл, на заднем багажнике велосипеда. Но неувязочка получилась с ориентацией прикреплённых файлов с вашей стороны! Маршрут в НЯКе и он же (для удобства просмотра) в зеркале Яндекс Карт.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса18 августа 2020, 09:36
💥 Дядя Юра 💥,
вы имеете в виду, что смартфон снимает "смотря" не вперед по ходу движения, а назад? Да, сейчас алгоритм считает, что по умолчанию камера смартфона смотрит именно вперед, способа определить обратное у него просто нет.
Удалённый пользователь
18 августа 2020, 13:36
Lobov Sergey,
да.


Может добавить не алгоритм, а просто выбор в приложении,  в какую сторону будет производиться съёмка.
Мария Гильфанова
Сотрудник Яндекса19 августа 2020, 12:19
💥 Дядя Юра 💥,
это нечастый сценарий для съемки и по сути нежелательный, так как при съемке важно, чтобы в объектив попадала дорожная инфраструктура. Поэтому как-то технически не хотелось бы закреплять такой сценарий съемки.
Удалённый пользователь
20 августа 2020, 06:04
Мария Гильфанова,
какая дорожная инфраструктура в России у пешехода с коляской или велосипедиста может быть? Разговор не про автомобили!
Или я заблуждаюсь? Тогда смысл продолжать разговор, пускай остаётся ВСЁ как есть!
Обновлено 20 августа 2020, 06:04
Мария Гильфанова
Сотрудник Яндекса20 августа 2020, 14:34
💥 Дядя Юра 💥,
речь как про автомобильный, так и пешеходный сценарий. Снимки в "обратном" направлении менее полезны, поэтому подкреплять такой сценарий использования приложения не хотелось бы.
Мария Гильфанова,
ну как сказать.вот решу я закрепить например второй смартфон на заднем стекле автомобиля. ну чисто из соображений, чтобы не проезжать этот участок второй раз :-)