Клуб Народной карты

Новости о велосипедной маршрутизации в Картах

Всем привет! 

В этом посте — новости разного характера о велосипедной маршрутизации. 

1. Обновление в Правилах

По результатам предыдущих обсуждений в Клубе уточнили формулировку п. 4.1.3.5.2. про дороги высоких классов в городах без тротуара, но с обочиной: доступность для велосипедистов на этой дороге отключается, если у неё нет пригодной для проезда велосипедистов обочины. Если такая обочина есть, доступность для велосипедистов у дороги остаётся

2. Хотим поделиться с народными картографами, которые планируют комплексно приводить в порядок велосипедный граф у себя в населенных пунктах, кратким чек-листом. Примерно так велись работы в Москве и ведутся в Санкт-Петербурге, например.

  • отрисовываются велополосы, велодорожки и велопешеходные дорожки, если они ещё не отрисованы
  • в местах, где с пешеходной дорожки/тротуара есть доступ на велодорожку, рисуются соединения велодорожки и тротуара (с велодоступностью)
  • для пешеходных переходов (подземных или надземных) и лестниц, пригодных для проезда на велосипеде (например с наличием широкого пандуса), выставляется велодоступность. Принцип: ставим велосипед там, где можно проехать не слезая
  • доступность для велосипедов отключается с дорог (и автомобильных, и пешеходных), которые параллельны велополосам и велодорожкам
  • велодоступность отключается с дорог 2-5 классов с тротуарами, но при этом она включается на тротуарах, параллельных этим дорогам
  • велодоступность отключается с тоннелей на дорогах класса 2-6
  • запрещаются левые повороты для велосипедов на дорогах с 2-мя и более полосами движения в указанном направлении и на дорогах с трамвайным движением (в соответствии с нормами ПДД).

3. Для тех, кто хочет помочь с редактированием велодоступности, но не знает, где это наиболее актуально, приводим список таких городов. Неудивительно, но это крупные города (в порядке важности):

  •     Краснодар
  •     Самара
  •     Нижний Новгород
  •     Екатеринбург
  •     Ростов-на-Дону
  •     Новосибирск
  •     Казань

4. А всех народных картографов, кто хочет посмотреть, как всё работает уже сейчас, приглашаем принять участие в бета-тестировании Яндекс.Карт. В бета-версии уже доступна веломаршрутизация. 

Как принять участие? В настройках приложения Яндекс.Карт для iOS или Android выбираем «Попробовать бета-версию» и следуем инструкциям. Мы будем очень рады обратной связи.

27 комментариев
Приятные новости радуют особенно на фоне отсутствия релизов более месяца)


1. Считаю необходимым обратить внимание, что велосипедные полосы бывают в одном направлении, из-за чего некорректно убирать велодоступность у дорог в направлении обратном направлении велополосы. Мне представляется необходимым это прописать в правилах во избежание недоразумений в будущем. 
2. Чем обусловлено ограничение велодоступности в тоннелях 2-6 классов, в то время как с дорог предлагается отключать у 2-5 классов? Мне представляется логичным и у тоннелей поставить ограничение 2-5 классов.
3. И всёравно я в очередной раз прошу пересмотреть мнение Яндекса относительно велонавигации приоритетно по тротуарам и взглянув на критику этого решения вернуться к приоритетному соблюдению Правил дорожного движения, которые должны стоять, на мой взгляд, на первом месте в работе любого навигатора, в том числе и для велосипедистов. Всё-таки хочется, чтоб Яндекс помогал воспитывать велокультуру в России, а не напротив создавал дополнительные проблемы в этом направлении.
Удалённый пользователь
23 мая 2018, 10:50
kirill1303,
цитата: "...Всё-таки хочется, чтоб Яндекс помогал воспитывать велокультуру в России, а не напротив создавал дополнительные проблемы в этом направлении."
Мне кажется, что наоборот, хочет помочь избежать правонарушений и обезопасить велосипедиста от опасных ситуаций на дорогах! Культуру надо воспитывать, начинать с автолюбителей, а мелкий транспорт (куда он денется) подстроится походу...
💥 Дядя Юра 💥,
кажется, Вы забываете, что велосипедистов за сквозное движение по пешеходному тротуару привлекают к административной ответственности.
Сергей Ливерко
23 мая 2018, 11:51
kirill1303,
Вы можете назвать другие города, кроме Перми, с означенной практикой? Если нет, то как мне кажется, если и делать локальные правила, то для неё.
Сергей Ливерко,

> 66.ru/news/society/187270 
> zakon-kuzbass.ru/news/kuzbasskie-policejskie-prizyvajut-velosipedistov-k.html
+ знакомый из Иркутска говорил о подобной практике

И да, Правила дорожного движения относительно велосипедистов едины и действуют одинаково во всех регионах РФ.
Обновлено 23 мая 2018, 12:15
Сергей Ливерко
23 мая 2018, 12:48
kirill1303,
По второй ссылке про тротуары ни слова, по первой, среди прочего, описан случай, когда инспектор ГИБДД сам попросил переместиться с проезжей части на тротуар.


Моё личное мнение - сервис, воспитывающий культуру "соблюдай закон, даже если это грозит твоей жизни и здоровью" будет вреден и опасен для общества. Из двух рисков - заплатить штраф или быть сбитым машиной и остаться инвалидом или трупом - я однозначно выберу штраф. Ибо своё здоровье оцениванию несколько выше, чем сумма из статьи КоАП. А что выберете Вы?


Ну и на правах оффтопа: если поставить задачу скрупулёзно и до мелочей соблюдать все-все законы, правила, инструкции, нормы и т. д., то надо закрывать чаты пользователей и модераторов в Телеграме - иначе получается, что мы поощряем людей к использованию запрещённого в РФ мессенджера :)
Обновлено 23 мая 2018, 12:48
kirill1303,
попробовал я в этом году покататься по дорогам на городском велосипеде в Москве. На мелких улочках вполне норм. Но вот на садовом кольце было очень некомфортно и стремно. Лучше я спокойно поеду по широченному тротуару и заплачу 800₽, чем буду нервничать всю дорогу, что меня не увидит камаз или какой-то дебил захочет повернуть направо с полосы "прямо". Ну и перестроения без зеркал вообще неудобны, всё время приходится  оборачиваться, чтобы посмотреть, где едут машины. Плюс городской велик оставляет желать лучшего в управляемости.
alex.bayt,
Зеркало на велосипеде всех проблем не решает, но серьезно облегчает езду по дорогам.
3.dx,
У меня вообще на шлеме. Кажется это почти идеальный вариант: на городском велике появляется зеркало!
Удалённый пользователь
29 мая 2018, 11:00
kirill1303,
где узкий тротуар, то без вариантов! Я спешусь и поведу велосипед или же в первую очередь по правилам!
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса23 мая 2018, 10:53
kirill1303,
релизов нет менее месяца:) Но замечание справедливое, конечно.
По теме комментария:
1. Рассмотрим вопрос, действительно, такие случаи бывают, хотя и не очень часто (во всяком случае в наших реалиях)
2. Большей опасностью движения по тоннелям, даже с менее интенсивным движением.
3. Кирилл, просьбу мы услышали и в первые разы, она абсолютно понятна, равно как и твой подход в целом. Основные причины того, что текущая версия правил такая, какая есть - не в нашем желании нарушать ПДД (мы бы с радостью этого не делали), а в нашем желании делать сервис для пользователей, большинство из которых сейчас не поедут по проезжей части крупных дорог из-за небезопасности этого. Мы всецело за развитие велокультуры, но она не может развиваться в отрыве от культуры пешеходов (не ходить по велодорожкам) и в особенности культуры вождения (которая меняется, но постепенно, а не по команде). Ну и будем смотреть на результаты использования велонавигации и на обратную связь.
Надеемся, что и ты попробуешь и поделишься впечатлениями. В том числе относительно того, насколько мешает проложенный по тротуару параллельно проезжей части маршрут (мешает не идеологически, а практически).
Lobov Sergey,
1 и 3. В очередной раз понимаю, что речь идёт о реалиях ислючительно или приоритетно города Москвы, при этом недопускается (или же закрываются глаза) на реалии в других городах и регионах. 

> Основные причины.. в нашем желании делать сервис для пользователей.
Я бы допустил данный тезис со стороны Яндекса как имеющий право на существование, если бы не одно но: 100% комментариев к новым правилам велодоступности оценивают предлагаемые изменения как негативно и крайне негативно. Помимо этого, среди моих знакомых в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Иркутске в ответ на мой вопрос сообщили, что у них передвигаться на велосипеде по правой полосе автодорог в черте города безопасно. 

В очередной раз повторяю тезис о том, что если Яндекс так хочет, можно вводить локальные правила для Москвы, ибо в этом городе ситуация по целому ряду вопросов значительно и разительно отличается от положения дел в России в целом.


Надеюсь, без каких-либо обид или недопониманий (в противном случае, как всегда, доступен в Telegram -=^_^=-
Lobov Sergey,

По поводу разного направления движения велодорожек и автомобильной дороги. В Казани я знаю два места, где есть такое. И такая ситуация наиболее вероятная, когда велодорожку организуют на односторонней дороге.
Мне приходится отстаивать наличие отдельной велодорожки перед сотрудниками Яндекса, ссылаясь на  комментарии к посту. Считаю, что это нужно обязательно прописать в правилах (ещё тогда предлагал).
Alexxegorov,
точнее вот нужный комментарий
Lobov Sergey,
я бы хотел добавить к обсуждению. В Москве я на велосипеде на дорогу вообще ни где не рискую выезжать. Ни в центре, ни на окрание, ни на мелких улицах, ни на крупных. Даже если там отдельная велополоса справа отделённая разметкой или нарисованным островком. Потому что культура вождения некоторых людей (особенно в Москве) заставляет меня ожидать чего угодно на дороге и я бы сильно нервничал, если бы мне где-то пришлось таки ехать по проезжей части. Если за это меня начнут вдруг постоянно штрафовать, то я просто перестану использовать велосипед в Москве. В городах помельче, типа районных центров я бы поехал по краю проезжей части, но только где-то на окраине, где слабое движение, в центре не поехал бы тоже (только тротуар или отдельная велодорожка). И только в мелких городах, где в принципе машин мало, т.е. где не поток машин, а где они едут по одиночке, вот там наоборот желания ехать по тротуару не возникает (медленно и неудобно), тут уже пешеходы представляют большие неудобства, чем машины.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса23 мая 2018, 16:51
Alexxegorov,
пропишем
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса23 мая 2018, 16:56
kirill1303,
возможно у нас разные знакомые (но думаю, понятно, что это системная проблема - наличие разницы восприятия). Мои знакомые в Москве и Петербурге говорят ровно обратное мнению ваших знакомых. Вернее, не ровно обратное, а примерно соответствующее озвученному выше в комментариях мнению. Ровно такое же мнение и у меня лично (на собственном опыте езды на велосипеде по Москве), но на него я как раз не опираюсь, будучи единичным оно априори не является репрезентативным.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса23 мая 2018, 17:26
dikiy,
граница между нормами ПДД и удобством передвижения и безопасностью - для каждого своя (зависит от множества факторов, начиная от опыта езды на велосипеде) и от этого никуда не уйти. Нормируя Правила мы, конечно, усредняем такую границу, это общий подход не только для веломаршрутизации. И предполагаем, что используя конечный сервис, пользователь не просто слепо ориентируется на рекомендации Яндекса, но способен при необходимости внести небольшие корректировки.
Удалённый пользователь
29 мая 2018, 11:18
dikiy,
поддерживаю!


kirill1303 , Я до 2004 года ездил только по проезжей части (нет бордюров на перекрёстках, пешеходов и т.д.), но после нескольких падений из-за нерадивых авто-водителей (-леди) и ремонта велосипеда (за свой счёт) "пересмотрел"... После может пару раз "падал" и то из-за свое невнимательности!
Итог: Сам жив, здоров, пешеходы целы. :)
Обновлено 29 мая 2018, 11:19
Цитата: "запрещаются левые повороты для велосипедов на дорогах с 2-мя и более полосами движения в указанном направлении и на дорогах с трамвайным движением (в соответствии с нормами ПДД)", но здесь есть одно но: дорогу можно пересечь прямо и сделать остановку у края дороги, и после разрешающего сигнала повторно пересечь ее прямо, но что-то мне подсказывает что запрещая левый поворот такие перекрестки будут вовсе игнорироваться и люди вместо кратчайшего маршрута поедут через тридевять земель.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса23 мая 2018, 17:00
Nautilus,
через тридевять земель поедут вряд ли. Маршрутизатор тут в подавляющем большинстве случаев предложит пересечь дорогу по пешеходному переходу или пешеходной дорожке на этом же перекрестке или в ближайших окрестностях.
Считаю, что нужно разрешить велонавигацию на дорогах любого класса, если это единственный возможный путь.
А если велосипедная дорожка отделена от пешеходной сплошной линией разметки, как ее рисовать? Одна дорожка с велосипедной и пешеходной доступностью или две рядом?


Пример
Обновлено 23 мая 2018, 20:02
3.dx,
параллельно с пешеходным тротуаром отдельно рисуем велодорожку)
kirill1303,
Если физического разделения нет надо рисовать перемычку. Как быть с ней?)
Не очень надеюсь на ответ в этой теме, но всё же напишу свой вопрос сюда.
Имеем в городе дорогу 5-го класса, параллельно ей идёт тротуар. По новым правилам нужно включить велодоступность у тротуара. Хорошо.
Дорогу пересекают  какие-то улицы, через которые, естественно, идут пешеходные переходы. Соответственно, тротуар с велодоступностью разрывается такими переходами, а по переходам велосипедистам ездить нельзя. Что с этим делать?
coolbuck,
привет. Ничего не делать. Как я понял маршрутизатор будет прокладывать веломаршрут по пешеходным переходам, только при этом будет учитываться, что там велосипедист будет идти пешком и со скоростью пешехода. Т.е. маршрутизатор может спешить велосипедиста где это необходимо.