Клуб Народной карты

Сквозное движение в жилых зонах

Согласно ПДД РФ, в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны" соответственно, и на дворовой территории:

  • запрещается сквозное движение;
  • разрешенная скорость движения - не более 20 км/ч;
  • движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части;
  • и т.д.

Такие дороги мы обычно обозначаем 8-м классом, но не редко данные дороги имеют название (примеры: 1, 2, 3), что приводит к повышению класса до 7-го. В результате повышения класса, навигатор прокладывает сквозные маршруты через жилые зоны, что приводит к нарушению ПДД, либо пользователям приходится искать другие пути (например, двор оказался слишком узким).

Предлагаю разрешить именовать 8-й класс в следующих случаях:

  • в пределах действия знака 5.21 и на дворовых территориях;
  • если ширина дороги менее 6 метров и не позволяет свободно разъехаться двум легковым автомобилям (например, именованные незначимые проезды в СНТ и частном секторе, а также дворовые территории, где не установлен знак 5.21).

А теперь я попытаюсь объяснить почему я предлагаю разрешить именовать 8-й класс, а не отмечать знаки 5.21 объектом "ограничение на въезд".  Возьмем случай, представленный на картинке:

Сразу отмечу, что [безымянный проезд] узкий, по ПДД является дворовой территорией, но т.к. улица Ленина длинная, то интенсивность движения через этот проезд приблизительно равен интенсивности по улице Ленина.

Если мы отметим знаки 5.21 объектом "ограничение на въезд", то абсолютно все маршруты к точкам (к адресам) на улицах Ленина и Ивановской навигатор будет строить через [безымянный проезд] (даже если бы [безымянный проезд] был бы 8-м классом).

А если все дороги 7-го класса заменим 8-м классом, то все маршруты будут строится адекватно и запретится сквозное движение там, где это нужно.

46 комментариев
На 6 метрах даже грузовики свободно разъедутся)
Есть ещё причины, почему ограничение манёвров не выход:
- количество участков, которые можно включить в манёвр ограничено. На большую территорию или просто детально отрисованную со множеством пересечений попросту не хватает.
- при увеличении количества въездов на территорию, количество необходимых запрещающих манёвров растёт в геометрической прогрессии, так как по большому счёту нужно с каждого въезда запретить сквозной проезд ко всем остальным. На практике же, приходится ставить только там, где скорее может "сработать" маршрутизация на сквозной маршрут.
Обновлено 21 сентября 2017, 16:18
Когда-то, когда въезд по пропускам ещё игнорировался при навигации, я в нескольких похожих ситуациях с одобрения сотрудников Яндекса использовал следующий приём как «временную меру»: на месте знака «движение запрещено» (или «жилая зона», как в данном случае) ставится запрещённый манёвр, конечные участки которого доводятся до противоположной стороны зоны ограничения. Таким образом маршрут внутрь зоны строится свободно, а сквозной маршрут становится невозможным. 

Метод работает идеально, если мы имеем один сквозной проезд 7-го класса. Но если проезды образуют сеть даже минимальной сложности, с несколькими въездами-выездами, то такой лайфхак становится уже трудно применим.
Алексей Зуев
21 сентября 2017, 16:38
А служебными атрибутами эта проблема не решается? Визуально 7-й класс, а для построителя маршрутов 8-й - было бы нормально.
Алексей Зуев,
На данный момент не решается
Я бы предложил выделить отдельный атрибут «запрет сквозного движения» для участков дорог класса 7+, чтобы они отображались на схеме в соответствии со своим классом, но навигатор не мог построить по ним сквозной проезд.
☭Okclick,
Проще разрешить именование 8-ок
Survivor 2007,
восьмёрки пропадают с карты уже на небольшом отдалении, они не предназначены для обозначения улиц. А зоны с запретом для движения могут быть достаточно обширными и иметь сложную структуру, включающую основные проезды класса выше 8-го.
☭Okclick,
такой атрибут не будет работать, если его применять к отдельным рёбрам. Если поставить такой атрибут, то маршрут не будет строится насквозь для каждого из отдельных рёбер. В итоге, маршрутизация по такой дороге вообще не будет работать. Боюсь, будет проблематичным сделать так, чтобы маршрутизатор запрещал проезд по последовательности рёбер с таким атрибутом только тогда, когда за ними идёт ребро без такого атрибута.
Обновлено 22 сентября 2017, 10:27
Alexxegorov,
не понял, почему не будет работать. С внутриквартальными проездами работает же. :)
☭Okclick,
ваша правда. Загнался я :)
Василий Александров
21 сентября 2017, 16:54
Отметьте ВСЕ въезды на данные проезды въездом, ограничением на въезд и проблем не будет.
Василий Александров,
читайте правила про то, когда устанавливается ограничение на въезд
Василий Александров
21 сентября 2017, 19:28
megabit,
на въезде в безымянный проезд должно стоять ограничение на въезд вход, потому что по ПДД транзитное движение по внутриквартальным проездам запрещено, даже если нет знака (ибо его в 99% случаев нет).
На мой взгляд, здесь есть ещё один выход, позволяющий ничего не менять в классах дорог, поскольку неправильно исправлять ошибку не там, где она возникает. Ограничение скозного проезда возникает не из класса дорог, а из свойства территории, по которой она проходит. Решение — нужно добавить новый вид территории - жилая зона/дворы.

В этом случае дороги рисуем по текущим правилам, потом рисуем территорию жилой зоны — и всё, навигатор перестаёт строить сквозные маршруты по участкам дороги, попавшим на указанную территорию.

Если не хочется загромождать карту, в правилах можно прописать, что жилую зону можно рисовать только для решения проблем со сквозным проездом.

Есть только одна проблема — это, вероятно, потребует существенных доработок в алгоритмах рисования территорий, т.к. вероятно участки дорог на границе территории нужно будет резать и устанавливать для них специальные служебные атрибуты. При редактировании и перемещении границ территории это может представлять сложность.

С другой стороны, это решение пригодилось бы и в других случаях: если добавить в атрибуты всех территорий галочки "запрещён сквозной проезд", "запрет сквозного прохода", то можно было бы более тонко настраивать маршрутизацию в обход территорий школ, больниц, кампусов и промышленных зон.
Константин,
вот только территории никак в принципе не учитываются при маршрутизации. Такого механизма не существует. Маршрутизация строится на основе графа. Территории - совершенно иной тип данных, которые в граф встроить невозможно. Так или иначе, запрет на сквозной проезд придется выражать чрез граф, через параметры узлов и рёбер дорог - которые естественным образом становятся потом частью графа.
Alexxegorov,
Про граф я конечно понимаю, именно поэтому писал, что редактору карт придётся резать (неявно) рёбра графа по границам территорий, чтобы добавить новые вершины и поменять свойства рёбер и/или вершин, попавших в "зону".
Просто сейчас нарезку и проставление атрибутов вынуждены делать картографы вручную, а я предлагал поручить это компьютеру.
Константин,
У модераторов и сейчас есть возможность править атрибуты у всех рёбер, попавших в заданную зону. Групповое редактирование называется. Было бы что редактировать (атрибута такого пока не ввели).
А может проще использовать текущий функционал карты и навигатора?
Т.е. есть же запрещённый манёвр как свойство некой точки на дороге. Пусть в той же вкладке можно добавлять свойство "въезд в жилую зону" с указанием направления. А дальше при построении маршрута разрешать только один раз выехать из жилой зоны (проехать против такого манёвра, или вообще оттуда не стартовать) и один раз в неё заехать (или вообще не заезжать). Внешне не придётся плодить сущности в интерфейсе народной карты и в отображаемой большой карте, внутренне, как мне кажется, не придётся сильно усложнять имеющиеся алгоритмы построения маршрутов, оценки их "оптимальности" и пр.
Я предлагаю ничего не менять. Но если дворовый проезд вдруг имеет собственное имя, которое отсутствует "в окрестностях", то присваивать его. Вписать данную фразу в правила, а до вписки разбираться с модератором индивидуально или коллективным разумом здесь, в клубе.
Ограничения пытаться ставить не надо. Это слишком сложно и может порушить маршрутизацию из-за не корректно поставленной точки.
Мне кажется в таким случаях, нужно действовать сотрудникам Яндекса и настраивать служебные атрибуты. Если доступен параметр "средняя скорость", то подкрутить его так, чтобы прокладка маршрута через жилую зону была невыгодна.
Alexxegorov,
к сожалению, "средняя скорость" не сильно  помогает
megabit,
боюсь, без контекста этот пример непонятен.  Тут кто-то подкручивал среднюю скорость?
Alexxegorov,
если перейдёте в Народную карту с включенной раскраской по скоростям, то там, где 20 км/ч по Пушанина -- жилая зона. Соответственно, было обращение к сотрудникам и они служебные атрибуты подкручивали.
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 10:59
Ребят, очень сложный и интересный вопрос. 
Так выходит, что сейчас решить его стандартными способами нельзя, поэтому предлагаем вам, скидывать нам аналогичные примеры, а мы уже будем думать, как при помощи гаечного ключа и скотча решать вопрос.
Вам же, пока советуем рисовать по правилам и не делать исключения.
Fleget,
не в тему, но сразу вспомнилось:
про скотч и WD-40

:D
Обновлено 22 сентября 2017, 11:29
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 11:31
B-Igro,
в общем суть вы уловили :D
Fleget,
не вижу смысл скидывать вам примеры, которые не решаются текущим функционалом в том числе и служебным. Уже этот этап пройден, иначе бы этого поста не было)
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 16:49
megabit,
примеры нужны.
Во-первых, не всегда нет возможности решить проблему текущим функционалом.
Во-вторых, от количества примеров станет понятно насколько критична ситуация, и какие силы нужно бросить на ее решение.

Так что, будьте добры))) И желательно с пояснениями. Мы постараемся помочь. В конце концов, не только вы пользуетесь картами, но еще и тысячи других людей. :)
Fleget,
ооо, таких примеров дофига: берите любую частную застройку/дачный поселок/СНТ/ДНТ - большинство имеет именованные проезды 7го класса, причем по сути, это 8ка.
Народ на них воет, пытаясь разными способами бороться - и дороги на НЯКе переделывают в 8ку, или просто перекрывают проезд шлагбаумом (самый рабочий способо, имхо).
Fleget
Сотрудник Яндекса25 сентября 2017, 13:04
Survivor 2007,
нас больше интересуют живые примеры, как показали вы. В СНТ действительно пока можно решать вопрос ограничением на въезды. 


Fleget,
https://n.maps.yandex.ru/-/CBU0ZVDthC  - коммент
https://n.maps.yandex.ru/#!/users/481952416  - история изменений
Олег Чечулин
22 сентября 2017, 20:56
Fleget,
синяя изолента уже не котируется? :(
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 11:30
и да, забыли сказать. Мы планируем решить подобные ситуации, когда дорога оказывается чем-то средним между 7 и 8.
Fleget,
если через этот "7,5 класс" не будут строятся сквозные маршруты, но его можно будет именовать, то эта новость радует)
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 18:41
megabit,
мы понимаем, что бывают вот такие случаи, где по правилам дорога должна быть 7-ой, но по факту она выглядит вот так.
Fleget,
ну вот разрешите пока именовать 8 класс)) Меньше пользователи будут ругать навигатор)
Fleget
Сотрудник Яндекса25 сентября 2017, 13:05
megabit,
нет, именовать 8 класс мы не хотим из принципа. Во-первых появится сразу 100500 исключений и начнется неразбериха. Во-вторых, кто потом все это переделывать будет? Нет, нет и не уговаривайте :)
Fleget
Сотрудник Яндекса22 сентября 2017, 18:33
Кстати. В вашем примере. Если безымянный проезд перевести в класс 8 (возможно ли такое?), и поставить ограничения на въезд по обеим сторонам Ивановской улицы, то маршрут будет строиться игнорируя транзит по Ивановской.  Аналогично не будет его и на безымянном проезде. 
Fleget,
Вы же сказали не нарушать правила (это я про ограничения) ) Да и 8 класс на безымянном + ограничения на Ивановской адекватно не будут работать (что будет описано в посте)
что уже описано в этом посте*
Вот Вы тут новые правила придумываете, запрет поворачивать, сквозной маршрут строить и прочее. А надо наоборот разрешить навигатору строить такие маршруты если на более крупных дорогах пробка. Потому как вот:" Сквозной проезд через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен"
Достаточно лишь предупреждения, что маршрут будет проходить через жилую зону, не забудьте остановиться и не двигайтесь выше 20 км/ч :) Ну и конечно же не строить там где есть физическое препятствие.
Я понимаю, что никто не хочет, что-бы у него под окнами ехали машины, но так мы скоро добьёмся того, что пробку просто негде будет объехать, а некоторые уже начинают злоупотреблять этим.
Навигатор не должен решать за пользователя, он должен только предупредить и предложить возможные маршруты.
И кстати идея с разными "весовыми" коэффициентами дорог очень интересная. У таких дорог просто должен быть большой "вес", но если путь в объезд всё же тяжелее (длиннее намного , дольше намного) такой вариант должен как минимум предлагаться.
Олег Павлович Чечулин
26 сентября 2017, 03:54
Тёма Вязин,
останавливаться в таком случае придётся ровно посередине жилой зоны, потому что въезд и выезд из них должен осуществляться в ближайшей точке въезда, а не в любой.
Олег Павлович Чечулин,
Въезд и выезд из них должен осуществляться в ближайшей точке въезда. Перечитал пункт 17 ПДД - нет там такого. Это в зоне действия знака движение запрещено такое правило действует.
Так, что середину для остановки выбирать не нужно :)