Платон Щукин

Поисковые запросы в Яндекс.Вебмастере

23 июля, 16:14

Сегодня я хочу немного поговорить о разделе "Поисковые запросы" Яндекс.Вебмастера: еще раз коротко рассказать, для чего нужен раздел, а также ответить на некоторые ваши вопросы.

Итак, что же полезного для развития и продвижения сайта вы найдете в разделе "Поисковые запросы"?

  1. Запросы по которым сайт находится в топ-50 за последние 3 месяца ("Статистика поисковых запросов", вкладка "Популярные запросы")
  2. Запросы, которые могли бы приносить больше трафика на сайт за счет продвижения в поиске и/или рекламы ("Рекомендованные запросы"). Тут будьте готовы к неожиданностям :) Буду рад, если поделитесь в комментариях найденными направлениями развития.
  3. Показатели, характеризующие положение сайта в поиске как в целом, так и по отдельным запросам и группам запросов, - средняя позиция, CTR, количество кликов, а также динамику этих показателей на графиках.
  4. Возможность создавать для более удобного анализа группы запросов ("Все запросы и группы"), наполняя их вручную или с помощью фильтра, причем в качестве признака для фильтрации можно использовать и часть текста запросов, и часть URL страниц, и основные количественные показатели. Например, можно создать группу запросов, которые приводят пользователя в раздел site.ru/snusmumriki, запросов со словом "снорк" или запросов, попадающих в топ-5 и имеющих при этом низкий CTR.

Подробности о работе с разделом, как всегда, ищите на страницах нашей Помощи, а я перейду сразу к более интересным вещам - вопросам о разделе, которые вас волнуют. Попытаюсь ответить на них и надеюсь, что после этого волнение уйдет ;)

В "Поисковых запросах" указано, что мой сайт на одной позиции по запросу, а на самом деле он на другой. Почему? Ошибка ли это?
Разница в показателях абсолютно нормальна, при этом данные Яндекс.Вебмастера о положении сайта в результатах поиска в целом точнее, чем те, что вы можете собрать вручную, так как пользователи из разных регионов и с разных устройств могут видеть сайт на разных позициях (кстати, вы видели настройки "регион" и "тип устройства" в разделе?). Не стоит забывать и о персонализации.
Кроме того, в Яндекс.Вебмастере данные о запросах статистические, то есть собранные за уже прошедший период. По какую дату есть данные, вы видите прямо в разделе "Статистка поисковых запросов" в календаре при выборе периода. Отставание, как правило, составляет всего пару дней, но если именно эти дни произошло существенное изменение позиции по какому-то запросу, показатель из Я.Вебмастера будет сильно не совпадать с текущим, пока не появятся более свежие данные.
Тем не менее, если при сравнении позиций из "Поисковых запросов" и позиций в поиске вы на протяжении длительного времени видите большую разницу, стоит написать нам об этом через форму обратной связи.

"У меня отличаются данные о переходах в Метрике и Вебмастере - все плохо?"
Скорее всего, дело только в том, что источники и природа собираемых данных в Яндекс.Метрике разные, поэтому показатели могут различаться.
Тем не менее, стоит на всякий случай кое-что проверить. Если речь идет о том, что в Метрике показатели ниже, проверьте, верно ли установлен счетчик, на всех ли страницах. Также возможно, что у сайта есть проблемы с доступностью: в этом случае пользователь кликает на ссылку в поиске, а переход на сайт не происходит. Если самостоятельное расследование не дало результатов, а разница в показаниях у сервисов существенная, то возможно есть какая-то неточность в расчётах - в таких случаях пишите мне: посмотрим вместе, разберемся, а если вдруг обнаружится ошибка, обязательно исправим! Если мы замечаем на своей стороне ошибку в расчетах, то пересчитываем статистку для всех сайтов, и для соответствующего периода в разделе "Статистика поисковых запросов" над графиком появляется информация об этом.

"Как считается средняя позиция сайта? Откуда берутся значения позиций с дробной частью?"
Позиция рассчитывается как средневзвешенная по показам. Если, например, за сутки по запросу было 23 показа на 5 позиции и 31 на 7-й, позиция будет равна (23*5 + 31*7)/(23+31)=6,15.

"У сайта мало кликов и, соответственно, трафика - с ним что-то не то?"
Ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Какие задачи пользователей должен решать ваш сайт? Как пользователи формулируют соответствующие запросы? Чтобы ответить, используйте данные сервиса https://wordstat.yandex.ru/ .
  2. Есть ли на сайте лендинги (посадочные страницы), которые решают пользовательскую задачу лучше, чем это делают другие сайты?
  3. Хорошо ли суть страниц описывается в заголовках title и h1, а также в описаниях description?
  4. Участвуют ли эти страницы в поиске? Чтобы проверить, воспользуйтесь инструментом "Проверить статус URL" в Яндекс.Вебмастере, а чтобы не пропустить возможные проблемы, добавьте страницы в раздел "Мониторинг важных страниц".
  5. Как выглядят сниппеты страниц: хорошо ли заголовок и описание отражают содержимое страницы, способен ли сниппет заинтересовать пользователя? Эту проверку лучше всего провести прямо в поиске, задавая конкретные запросы из пункта 1.

"С чем может быть связан низкий CTR по сайту в целом или по конкретному запросу?"

Возможно, у страниц непривлекательные сниппеты, а может быть ваши соседи по выдаче проводят какие-то заманчивые акции и трафик утекает к ним. Чтобы узнать точно, найдите конкретные запросы, по которым CTR ниже всего, а потом посмотрите на выдачу по этим запросам с точки зрения пользователя. О том, как работать с описаниями страниц сайта для поиска, у нас собрано немало полезной информации здесь и здесь.
Обратите внимание также на среднюю позицию по проблемным запросам: понятно, что на находящуюся в конце страницы результатов поиска (скажем, на 9-м месте) кликают меньше, чем на страницы из топ-3. Кстати, в разделе "Статистика поисковых запросов" можно увидеть CTR с разбивкой по позициям - на 1, 2-3, 4-10 и 11-50 позициях.
Если CTR упал по витальному запросу, это может быть связано с тем, что по запросу находится больше одной страницы сайта. таких случаях каждая ссылка фиксируется как показ, а количество кликов практически не увеличивается, ведь пользователи кликают в большинстве случаев только на одну страницу.

"Почему в "Статистике запросов" показываются запросы, которые совершенно не относятся к моему сайту?"
Мы не придумываем запросов, которых не было :) Если запросы есть в Яндекс.Вебмастере, значит сайт по ним действительно находился, потому что на нем есть (был) соответствующий контент. Возможные причины - ошибка при наполнении сайта или взлом. Я встречал также единичные случаи, когда чужой контент появлялся из-за ошибки на хостинге. В любом случае стоит проверить сайт на наличие уязвимостей, сменить пароли доступа к сайту, а также обновить CMS до последней версии.
Чтобы проверить, остались ли еще в поиске мусорные страницы, используйте оператор url следующим образом "url:site.ru* запрос".

Упало количество показов! Яндекс разлюбил мой сайт?"
Это может быть обычный сезонный спад. Чтобы проверить эту версию, сравните динамику переходов из поиска с аналогичным периодом в прошлом (с прошлой неделей, прошлым годом). Другой удобный способ - сравните динамику поискового трафика с другими источниками (другими поисковыми машинами или прямым трафиком). Если все источники имеют схожий тренд - дело в изменении спроса, скорее всего. Графики на вкладке "Тренды" в разделе "Статистика запросов" тоже пригодятся для анализа ситуации: если график вашего сайта ведет себя примерно так же, как у похожих на ваш сайтов, причины снижения количества показов считайте естественными.
Если трафик всё же упал необъяснимо, проверьте, нет ли нарушений в разделе "Безопасность и нарушения". Наконец, последний этап поиска причины - это постраничные проверки:

  1. Найдите страницы, которые потеряли трафик. Удобно это сделать в Яндекс.Метрике в отчете "страницы входа", сравнение двух периодов.
  2. Проверьте, находятся ли сейчас эти страницы в поиске, а если нет, то по какой причине. Для этого используйте инструменты "Проверить статус URL" и "Проверить ответ сервера".
  3. Проверьте, верные ли у страниц заголовки и описания, хорошо ли они решают задачу пользователя, удобно ли ими пользоваться. Я часто слышу от владельцев сайтов аргумент "но я же ничего не менял на странице, почему же ситуация изменилась". Ответить на это легко: пока вы стоите на месте, ваши конкуренты меняются и идут вперед. Не отставайте, будьте лучше них, и трафик не потеряется :)

Надеюсь, что смог внести ясность и вопросов у вас теперь будет возникать немного меньше :) Пишите мне - я вам рад!

P.S. На самом деле я все-таки оставил один популярный вопрос неотвеченным и хочу предложить вам попробовать себя в роли сотрудника поддержки. Вопрос такой: "Почему на графике "Тренды" при изменении начальной точки в одну и ту же дату сайт может оказаться в разных положениях относительно похожих? Нормально ли это?"

26 комментариев
Попробуем себя в роли сотрудника поддержки :)


"Почему на графике "Тренды" при изменении начальной точки в одну и ту же дату сайт может оказаться в разных положениях относительно похожих? Нормально ли это?"


Это нормально. График "Тренды" коррелируется относительно динамики статичных изменений поисковых запросов согласно полученной одномоментной статистики по отношению запросов в котором может фигурировать ваш сайт в данный момент времени с группой сайтов в похожей тематике. В любом случае продолжайте работать над сайтом и положительные изменения не заставят себя долго ждать :-) 
Спасибо за полезный материал!
ShakirovViner
24 июля, 11:54
Спасибо за заметку.
1) Ответ на вопрос есть в хелпе :) Данные нормализуются относительно первой даты.
2) В отчет попадают запросы от различных роботов и сервисов, попадают ли запросы от Яндекc.XML ?
3) Поисковый алгоритм использует для расчёта показателей (Ctr и пр.) эти же данные, или отфильтрованные ?
4) В отчете "Все запросы и группы" показы приводятся к среднесуточному значению в течение недели?

5) Можно добавить в интерфейсе группировку по url-адресам, иногда нужно/удобнее.
Обновлено 24 июля, 11:55
Показ - это отображение сайта в видимой части экрана пользователя?
ascentpro,
показ - это появление ссылки на сайт в результатах поиска Яндекса по некоторому запросу. Показом не является потенциальное появление ссылки на следующих после первой страницах результатов поиска, если пользователь эти страницы не открывал.
platon,
если мой сайт был на 9 позиции, а пользователь увидел только первые 5 результатов и дальше не скролил - показ за считается?
ascentpro,
если у пользователя стоит отображение, например, по 10 результатов на странице, то считается.
platon,
понятно, спасибо
> Запросы по которым сайт находится в топ-50 за последние 3 месяца... 
А про какой регион показов идет речь, если тебя интересует вся страна? Москва или деревня Кукуево?
Обновлено 25 июля, 11:05
belashov,
для списка запросов указываются среднесуточные значения показов, кликов, позиции и CTR за последнюю неделю, доступную в Истории запросов, без учёта региональности.
Приветствую. У меня проблема с иконками. Создал сайт, сделал иконки под все размеры (16,32,48), но Яндекс не хочет подгружать иконку.

Нажал на кнопку Check, но опять не загрузило.
Robot was unable to load favicon image file. The favicon appears in browser tabs and can be shown next to the site name in search results. Troubleshooting instructions.
Problem is relevant


Relevant since 07/31/2018
Checked: 08/02/2018

Иконки делал всегда через генератор один и всегда все было нормально, но вот сейчас не хочет он принимать иконку и все. Загрузил в корень, но не помогает. Вот ссылка на картинку - https://onegdz.com/favicon.ico Извините очень, что пишу не по теме, но не знаю куда обращаться.

Иконка на втором сайте точно также сделана, но там она работает.
Обновлено 3 августа, 14:46
Елена Першина
6 августа, 15:27
Oleg Barna,
в данном случае сможем помочь через поддержку. Сможете туда вопрос продублировать? 
Елена Першина,
Не могу найти страницу поддержки в Яндекс.Вебмастер.
Елена Першина
7 августа, 15:24
Oleg Barna,
ссылка обратная связь внизу страницы сервиса. 
"Я часто слышу от владельцев сайтов аргумент "но я же ничего не менял на странице, почему же ситуация изменилась". Ответить на это легко: пока вы стоите на месте, ваши конкуренты меняются и идут вперед."


Ну да, особо этот ответ очень актуален, когда ты в выдаче видишь всякий шлак, который хуже чем у тебя, а тебе рассказывают, что нужно меняться. Меняться куда? в худшую сторону? Сделать кривой дизайн, вставить копипаст и обвешать страницу рекламой?
Елена Першина
6 августа, 15:58
izvsupp,
а я всегда на такое прошу приводить примеры вашего замечательного сайта (ссылкой) и ссылку на выдачу, где плохие конкуренты ранжируются выше хороших сайтов. 
Елена Першина,
а Вы посмотрите [Ticket#200901179006432]  от 9 июня, там я предоставил подробный анализ шлака среди адалт сайтов. Был ответ, что замечание передано в отдел поиска, но за это время ничего не поменялось.


Сейчас собираю адаптивную версию сайта, полез оценивать Топ, как удобнее сделать, не увидел ничего интересного, хотя несколько сайтов и были адакватно собранные в адаптиве, но остальное всё редчайший шлак. Криво-косо собрали ногами, лишь бы только воспринималось как адаптив... То-ли асессоры слепые, то-ли им в адалт нише запретили оценивать качество сайтов?

Елена Першина
7 августа, 15:25
izvsupp,
посмотрим, спасибо. 
Для графика Тренд, по каким параметрам отбираются "похожие сайты"?
Допустим есть вот такой http://prntscr.com/kea479 показатель тренда. Если он уходит вверх от похожих, то в качестве похожих будут выбраны другие сайты, и тренд вернётся в 0 и дальше будет высчитываются уже относительно других похожих?
Елена Першина
6 августа, 15:39
izvsupp,
Если уходит трафик уходит в разы вверх или вниз, то конкуренты меняются, да. На графике это может выглядеть так, как будто конкуренты поднялись или упали вместе с тобой. Мы пока думаем, как сделать представление данных в этом случае удобным.
Елена Першина,
иными словами похожие сайты - похожи по объему трафика?
Елена Першина
7 августа, 15:25
izvsupp,
не только, еще тематика, например. 
Обновлено 7 августа, 15:25
Здравствуйте!


У меня на 2 сайтах вот такие чудеса. Органика с Яндекса в 4-5 раз меньше, чем с Гугла. Причем, на тех, где стоят блоки Я-Д.
Трафик с Яндекса уже упал до трафика  с mail.ru. Считаю, это неестественная ситуация.
На тех сайтах, где нет блоков Я-Д, трафик одинаковый, что с Гугла, что я Яндекса.
Это такой фильтр чтобы меньше был заработок?

muivang,
напишите нам в поддержку, посмотрим, все ли в порядке.
Добрый день! В поиске регулярно появляются страницы сайта, которых у нас нет, с такими хвостами - ?rb_clickid=27665593-1518023142-95523438. Они появляются в поиске и удаляются регулярно. Заодно и реальные страницы удаляются. Посещаемость уже вообще на нуле. Поддержку не найти на Вебмастере. Помогите.
Елена Першина
11 сентября, 10:35
t0055,
ссылка на обратную связь есть внизу страницы Вебмастера - там выберите раздел индексирование. Обязательно подскажем.