Москва — Амстердам, 15 февраля 2019 года. Яндекс (NASDAQ: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за четвёртый квартал 2018 года и 2018 год.
Ключевые финансовые показатели за IV квартал 2018 года1, 2, 3
Консолидированные финансовые результаты за IV квартал 2018 года
- Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 39% — до 38,8 млрд рублей (559,1 млн долларов США).
- Чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей (85,1 млн долларов США) и увеличилась на 69% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
- Рентабельность по чистой прибыли — 15,2%.
- Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 6,9 млрд рублей (100,0 млн долларов США) и увеличилась на 32% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
- Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 17,9%.
- Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 33% — до 12,3 млрд рублей (177,4 млн долларов США).
- Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 31,7%.
Финансовые результаты за IV квартал 2018 года без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2017 и 2018 годы
- Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 46% — до 38,8 млрд рублей (559,1 млн долларов США).
- Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 102% и составила 6,5 млрд рублей (93,2 млн долларов США).
- Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 53% и составила 7,5 млрд рублей (108,2 млн долларов США).
- Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 19,4%.
- Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 38% — до 12,3 млрд рублей (177,4 млн долларов США).
- Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 31,7%.
- Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 декабря 2018 года:
- 68,8 млрд рублей (990,3 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 27,3 млрд рублей (393,3 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси;
- 29,1 млрд рублей (418,6 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов Яндекс.Маркета, не включаемых в консолидированный баланс Яндекс Н.В. (Yandex N.V.).
Ключевые финансовые показатели за 2018 финансовый год1, 2, 3
Консолидированные финансовые результаты за 2018 финансовый год
- Консолидированная выручка выросла по сравнению с 2017 годом на 36% — до 127,7 млрд рублей (1837,6 млн долларов США).
- Чистая прибыль составила 45,9 млрд рублей (660,1 млн долларов США) и увеличилась на 430% по сравнению с 2017 годом.
- Рентабельность по чистой прибыли — 35,9%.
- Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 22,1 млрд рублей (318,7 млн долларов США) и увеличилась на 44% по сравнению с 2017 годом.
- Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 17,3%.
- Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) составил 39,6 млрд рублей (569,9 млн долларов США) и вырос на 36% по сравнению с 2017 годом.
- Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 31%.
Финансовые результаты за 2018 финансовый год без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2017 и 2018 годы
- Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с 2017 годом на 41% — до 126,4 млрд рублей (1819,9 млн долларов США).
- Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с 2017 годом на 146% и составила 18,4 млрд рублей (265,3 млн долларов США).
- Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с 2017 годом на 62% и составила 22,9 млрд рублей (329,7 млн долларов США).
- Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 18,1%.
- Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с 2017 годом на 45% — до 39,9 млрд рублей (573,7 млн долларов США).
- Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 31,5%.
Ключевые операционные показатели и достижения за IV квартал 2018 года
- Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2018 года составила в среднем 56,5%, оставшись на уровне четвёртого квартала 2017 года, тогда как в третьем квартале 2018 года она составляла 55,9% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
- В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в четвёртом квартале 2018 года 49,5%, тогда как в третьем квартале она составляла 49,1%, а в четвёртом квартале 2017 года — 45,0% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
- Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 10%.
- Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 10% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Количество платных кликов без учёта кликов на Яндекс.Маркете выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
- Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 7% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Средняя цена за клик без учёта цены кликов на Яндекс.Маркете выросла на 4% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
- Число поездок сегмента Такси выросло на 112% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Это количество поездок включает поездки Uber за полный четвёртый квартал 2018 года.
- Яндекс получил разрешение и приступил к испытаниям беспилотного автомобиля в автономном режиме на дорогах общего пользования в Тель-Авиве.
- Яндекс закрыл сделку по покупке площадки для новой штаб-квартиры в Москве.
Аркадий Волож,
руководитель группы компаний Яндекса
Компания отлично поработала в 2018 году. Мы укрепили позиции в Поиске, запустили новые сервисы на стыке онлайна и офлайна — Драйв и Еду — и открыли всем желающим доступ к нашим технологиям и инфраструктуре в Яндекс.Облаке. Мне особенно приятно отметить успехи в развитии беспилотного транспорта: всего за два года нам удалось создать полноценное беспилотное такси.
Грег Абовский,
операционный и финансовый директор Яндекса
В четвёртом квартале 2018 года Яндекс показал уверенный рост. Выручка компании увеличилась на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а без учёта Яндекс.Маркета — на 46%. Инвестиции в развитие сервиса онлайн-заказа такси принесли результат: сервис стал прибыльным. Мы будем продолжать экспериментировать и развивать новые направления.
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение | |
Выручка | 27 860 | 38 842 | 39% | 94 054 | 127 657 | 36% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 | 23 071 | 32 678 | 42% | 76 709 | 107 159 | 40% |
Операционная прибыль | 4 817 | 7 471 | 55% | 13 036 | 20 861 | 60% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 9 293 | 12 323 | 33% | 29 075 | 39 594 | 36% |
Чистая прибыль | 3 500 | 5 911 | 69% | 8 656 | 45 861 | 430% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 5 249 | 6 949 | 32% | 15 359 | 22 138 | 44% |
Обзор ключевых финансовых показателей, без учёта финансовых результатов Яндекс.Маркета, за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
| 2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение |
Выручка без учёта Яндекс.Маркета | 26 674 | 38 842 | 46% | 89 950 | 126 430 | 41% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 без учёта Яндекс.Маркета | 21 943 | 32 678 | 49% | 72 842 | 105 966 | 45% |
Операционная прибыль без учёта Яндекс.Маркета | 4 490 | 7 471 | 66% | 11 566 | 21 180 | 83% |
Скорректированный показатель EBITDA2 без учёта Яндекс.Маркета | 8 923 | 12 323 | 38% | 27 477 | 39 857 | 45% |
Чистая прибыль без учёта Яндекс.Маркета | 3 203 | 6 478 | 102% | 7 484 | 18 432 | 146% |
Скорректированная чистая прибыль2 без учёта Яндекс.Маркета | 4 920 | 7 516 | 53% | 14 114 | 22 906 | 62% |
Обзор структуры консолидированной выручки
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса | 18 932 | 22 393 | 18% | 65 149 | 78 696 | 21% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 6 138 | 7 105 | 16% | 22 251 | 24 041 | 8% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 25 070 | 29 498 | 18% | 87 400 | 102 737 | 18% |
Прочие доходы | 2 790 | 9 344 | 235% | 6 654 | 24 920 | 275% |
Общая выручка | 27 860 | 38 842 | 39% | 94 054 | 127 657 | 36% |
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы без учёта Яндекс.Маркета: |
|
| ||||
на сайтах Яндекса без учёта Яндекс.Маркета | 17 576 | 22 393 | 27% | 60 663 | 77 170 | 27% |
на сайтах Рекламной сети Яндекс без учёта Яндекс.Маркета | 6 087 | 7 105 | 17% | 21 953 | 23 962 | 9% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы без учёта Яндекс.Маркета | 23 663 | 29 498 | 25% | 82 616 | 101 132 | 22% |
Прочие доходы без учёта Яндекс.Маркета | 3 011 | 9 344 | 210% | 7 334 | 25 298 | 245% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета | 26 674 | 38 842 | 46% | 89 950 | 126 430 | 41% |
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. В структуре общей выручки Яндекса в четвёртом квартале 2018 года она составляет 76%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за четвёртый квартал 2017 года выручка от продажи интернет-рекламы в четвёртом квартале 2018 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года и составила 58% от общей выручки компании в четвёртом квартале 2018 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за четвёртый квартал 2017 года выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах Яндекса в четвёртом квартале 2018 года выросла на 27% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 16% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. В структуре общей выручки компании в четвёртом квартале 2018 года она составила 18%. Усиление темпов роста произошло в основном за счёт вклада малых и средних партнёров Рекламной сети Яндекса.
Прочие доходы в четвёртом квартале 2018 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 235% и составили 24% от общей выручки компании. Рост прочих доходов был связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Такси, и, в меньшей степени, с доходами сервиса Яндекс.Драйв, который был запущен только в этом году, а также доходами от продаж устройств.
Обзор выручки по сегментам
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение | |
Выручка: |
| |||||
Поиск и портал | 24 172 | 30 722 | 27% | 84 168 | 104 364 | 24% |
Электронная коммерция* | 1 445 | - | н/прим. | 4 968 | 1 697 | −66% |
Такси | 2 191 | 6 924 | 216% | 4 891 | 19 213 | 293% |
Сервисы объявлений | 688 | 1 108 | 61% | 2 059 | 3 717 | 81% |
Медиасервисы | 402 | 679 | 69% | 1 187 | 1 909 | 61% |
Экспериментальные направления | 146 | 1 214 | н/прим. | 369 | 2 516 | н/прим. |
Внутрисегментные расчёты | (1 184) | (1 805) | 52% | (3 588) | (5 759) | 61% |
Общая выручка | 27 860 | 38 842 | 39% | 94 054 | 127 657 | 36% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета* | 26 674 | 38 842 | 46% | 89 950 | 126 430 | 41% |
* Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. Отдельный показатель выручки Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) представлен в таблице ниже.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
| 2017 | 2018 | Изменение | 2017 | 2018 | Изменение |
Выручка: | ||||||
Яндекс.Маркет, на сопоставимой основе (like-for-like) | 1 445 | 3 407 | 136% | 4 968 | 7 886 | 59% |
Структура сегментов с первого квартала 2018 года:
Поиск и портал: все сервисы Яндекса в России, Беларуси и Казахстане (в том числе геоинформационные, а также сервисы Яндекса на Украине до введения в этой стране санкций против Яндекса в мае 2017 года), кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2018 года этот сегмент включает поиск и портал в Турции и Yandex Launcher, относившиеся ранее к экспериментальному направлению, а также сервис Яндекс.Путешествия, входивший в сегмент сервисов объявлений.
Электронная коммерция: Яндекс.Маркет (до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года).
Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и сервисы доставки еды (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд «Партия еды»).
Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа.
Медиасервисы: КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма. Медиасервисы были выделены из экспериментального направления в отдельный бизнес-юнит.
Экспериментальные направления: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Здоровье, Яндекс.Драйв и Yandex Data Factory. Сервисы Яндекс.Облако и Яндекс.Здоровье ранее относились к сегменту поиска и портала. Каршеринговый сервис Яндекс.Драйв был запущен в феврале 2018 года.
Элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с куплей и продажей рекламы.
Финансовые показатели предыдущих периодов были приведены в соответствие с новой структурой сегментов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 69,4706 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 декабря 2018 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 27 апреля 2018 года Яндекс и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Яндекс и Сбербанк владеют равными долями в совместной компании. До десяти процентов акций идёт на формирование опционного фонда для команды Яндекс.Маркета. Соответственно, начиная с 27 апреля 2018 года Яндекс перестаёт консолидировать показатели Яндекс.Маркета в консолидированных финансовых результатах и, согласно методу учёта по долевому участию, отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. Финансовые результаты без учёта Яндекс.Маркета не включают результаты Яндекс.Маркета, эффект от деконсолидации, а также долю Яндекса в чистой прибыли Яндекс.Маркета после деконсолидации за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.
Теги
Контакты
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru