Шекспир — самый востребованный автор в современном театре. Во всем мире и в России в частности. Рассказываем о самых интересных версиях шекспировских комедий и трагедий на российской сцене от Москвы до Новосибирска.
Текст: Анастасия Паукер, Алексей Киселев, Антон Хитров
Режиссер — Кирилл Серебренников
Год выпуска: 2012
Спектакль «Сон в летнюю ночь» интересен далеко не только тем, что на суде по делу «Седьмой студии» Следственный комитет пытался доказать его отсутствие. Это трип по четырем залам «Гоголь-центра» (а до того — «Платформы»), во время которого благодаря соавторству драматурга Валерия Печейкина и Шекспира выясняется, что любовь богов, олигархов и школьников мало чем отличается: сеансы у психоаналитика, школьные драки, домашний абьюз посредством кефира — формы общей на всех патологии под названием «любовь». Когда уровень безысходности представляется критическим, все решает финальная грандиозная сцена, которая гарантированно войдет в учебники по истории театра.
Режиссер — Юрий Бутусов
Год выпуска: 2012
В центре внимания Юрия Бутусова, маэстро оживших взъерошенных сновидений, — не сам кровавый король Макбет, а его жена. Через женские образы режиссер изучает генеалогию мирового зла, замешанного, разумеется, на катастрофической любви. Сложносочиненная серия флешбэков, многократное повторение сцен, непредсказуемый монтаж, качественный плейлист — все это приводит к тому, что по энергетике спектакль напоминает концерт The Prodigy. В результате четверть зрителей к третьему действию обнаруживает себя в пляске посреди партера.
Режиссер — Лев Додин
Год выпуска: 2016
Самый паранормальный спектакль Льва Додина из ныне существующих — с Данилой Козловским в главной роли. Мастер психологического реализма создал безжалостное и вполне самостоятельное произведение, в котором текст всячески перелопачен, призрак так и не появляется, все ходят в футболках с принтами своих политических кумиров, а Офелия мастурбирует. Минуя все философские сентенции, Додин создает политический спектакль о бескомпромиссном механизме власти, внутри которого Гамлет — талантливый стратег и коварный убийца.
Все действие вмещается в один подвешенный посреди сцены куб, а все персонажи — в одного Евгения Миронова. Робер Лепаж, апологет высокотехнологичного театра, создал крутящуюся конструкцию из трех экранов, способную моментально превратиться из психбольницы в королевские покои, и далее во что угодно. С той же скоростью Миронов успевает топиться в качестве Офелии, сражаться одновременно и за Лаэрта, и за Гамлета и параллельно бороться с шизофренией героя, в чьей голове все эти чудеса происходят. А вообще, это самый тихий и лирический «Гамлет» России.
Режиссер — Денис Бокурадзе
Год выпуска: 2016
На «Сон в летнюю ночь» стоит идти за чистой дурашливой театральностью. Артисты летают не только над сценой, но и над предрассудками всех любителей концепций, адаптаций, актуализаций и умных референсов. Это тот самый театр с влюбленными, эльфами и песнями, который уже, казалось бы, хорошим быть не может (потому что сколько можно). Но не тут-то было. Вдобавок именно после этой премьеры все поняли, что Ирина Горбачева может не только в инстаграме.
Режиссер — Тимофей Кулябин
Год выпуска: 2014
Предельно холодный пластический спектакль Тимофея Кулябина, в котором читают сонеты молодые и красивые люди, посвящен поиску ускользающей красоты и попыткам найти для невыразимого слово и движение. Присутствие на сцене технического персонала, который по команде дует ветром, светит солнцем и жует доширак, нарочито сбивает пафос и акцентирует внимание именно на самом, не всегда приглядном, акте созидания.
Режиссер — Юрий Бутусов
Год выпуска: 2006
Спектакль-старожил сцены «Сатирикона» все еще идет в силу того, что очень уж хорош. Константин Райкин создал здесь одну из лучших своих ролей, а режиссер Юрий Бутусов придумал для него одну из красивейших своих мизансцен с женщинами, опадающими на рояли.
Режиссер — Константин Богомолов
Год выпуска: 2011
Относительно ранний Богомолов. Действие разворачивается под кремлевскими стенами после апокалипсиса в 40-е годы ХХ века. Лир, как нетрудно догадаться, — Сталин, его дочери — Лировны, также наличествует Заратустра, текст Иоанна Богослова и Самуила Маршака. В качестве метафоры тоталитарной советской опухоли на сцене появляются красные раки. Также демонстрируются кишки. Весь спектакль располагается где-то между «точно», «смешно», «страшно» и «фу, мерзко».
Режиссер — Андрей Прикотенко
Год выпуска: 2017
Самый футуристический и наглый «Гамлет». Спектакль разыгрывается внутри клетки, спортивные шекспировские герои в белом латексе говорят на языке YouTube-блогеров, рассекают на гироскутерах и лупят друг друга совсем не понарошку. Жемчужина спектакля — баттл главного героя с Клавдием, захватывающий почище Versus’а.
Режиссер — Валерий Белякович
Год выпуска: 2016
Редкий пример действительно смешного спектакля по Шекспиру. Артисты нижегородского театра «Комедiя» играют на максимальной громкости и при максимальном темпе, так, что того гляди пар из ушей пойдет. Оказалось, именно это и нужно ранней забористой комедии Шекспира, наследующей традиции средневековых площадных фарсов. Валерий Белякович ставил эту пьесу одинаково в нескольких театрах, и нижегородская версия, ставшая последней в жизни режиссера, внезапно оказалась едва ли не самым искренним и мощным его высказыванием.
Режиссер — Люк Персеваль
Год выпуска: 2018
Приз за самых престарелых в истории театра Ромео и Джульетту получает бельгийский режиссер Люк Персеваль. Возрастной ценз шекспировской любви вырос до 70+ благодаря роману Димитрия Верхюлста «Библиотекарь». Пожилой, но еще вменяемый герой оказывается в цитадели деменции — доме престарелых, и именно здесь встречает свою некогда 17-летнюю возлюбленную, к которой не решился подойти лет сто назад и чуть не погубил свою жизнь. Настоящая любовь начинается со смерти, как и завещал Шекспир, просто теперь всем требуется чуть больше времени, чтобы раскачаться.
Режиссеры — Илья Эпельбаум, Вячеслав Игнатов, Майя Краснопольская
Год выпуска: 2014
Многосерийный шекспировский спектакль самого необычного театра кукол в Москве. Зрители заказывают пьесы Шекспира как блюда в ресторане, а актеры разыгрывают их в сокращенном варианте с помощью кукол. В антрактах официанты приносят авторские блюда по мотивам самых известных сюжетов автора. Каждый столик имеет право заказать одно название за вечер. Спектакли длятся от 5 до 15 минут; есть комедии, трагедии, исторические хроники — охвачен почти весь Шекспир. Советуем заказывать «Ричарда II» — это настоящий политический триллер, только с деревянными куклами.
Авторская группа — Настасья Хрущева, Александр Артемов, Сергей Илларионов
Руководители постановки — Влад Фурман, Андрей Могучий
Год выпуска: 2016
Политическое кабаре по мотивам самой трагической и антисемитской комедии Шекспира «Венецианский купец» сталкивает латентного гея с открытым, феминистку — с домохозяйкой, консерватора — с либералом. За ритм и отвязность отвечают главные герои петербургского андеграунда — команда театра ТРУ. Победителей выберут зрители, а из проигравших, по завету Шекспира, бензопилой вырежут фунт мяса. Зрителям может достаться скользкой фразой по самолюбию и хлесткой селедкой по лицу.
Режиссер — Дмитрий Крымов
Год выпуска: 2017
Пересочинить за Шекспира пьесу и сделать театр из мусорных пакетов и галстуков — то, чему студенты Дмитрия Крымова учатся с молоком кормилицы. Трагическую историю любви Крымов делает с теми и о тех, кто только вылупляется из киндерсюрпризов, поэтому получается бойко, абсурдно, да еще и с классными панчами Меркуцио и Тибальта (да-да, еще один баттл на театральной сцене).