25 забытых книг о театре

Создатель паблика «Общество распространения полезных книг» Михаил Климин специально для «Я в театре» откопал в Российской государственной библиотеке неочевидные книги о театре — самые старые из интересных и самые интересные из забытых. Все их можно почитать в электронном виде в открытом доступе; ссылки прилагаются. 

Текст: Михаил Климин

«Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений» (1786–1794)   

«Российский феатр» — первый русский театральный журнал, издававшийся Академией наук в Петербурге. Выходил с 1786 по 1794 год, всего было выпущено 43 части. Издание было задумано президентом Академии княгиней Е. Р. Дашковой с целью собрать вместе как печатные, так и остававшиеся в рукописях театральные пьесы. Одним из самых редких выпусков является полный экземпляр 39-й части с трагедией Якова Княжнина «Вадим Новгородский». В экземпляре, хранящемся в РГБ, мы можем наблюдать цензурные вырезки с маргиналией «читалъ» на месте вырезанной трагедии. 

 Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005419999#?page=4

Комическая опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1817)

Александр Онисимович Аблесимов (1742–1783) — автор популярной в конце XVIII века комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват». Опера, впервые поставленная 20 января 1779 года, считается одним из первых образцов театрального действия, воспроизводящего русский быт. Во времена, когда театры были заполнены немецко-французским псевдоклассицизмом, это могло оказаться весьма авангардным жестом. То, что оперу продолжали переиздавать 28 лет спустя после премьеры, лишь подтверждает тот факт, что стремление влить в русскую литературу и театр струю народности не потеряло своей актуальности. Возможно, опера актуальна и в наши дни, когда борьба за народное искусство еще не исчерпала себя.

«Девка душа
Там хороша:
Красна девка там жила,
Молодца с ума свела.
(Мельник вертит жерновом и тем делает шум, а Филимон, продолжая путь, пугается.)

„Девка… ду… ша… там… хо… ро… ша…“
(Оканчивает диким голосом.)».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004631792#?page=5

«Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера» (1827)

Алексей Семенович Яковлев (1773–1817) — сын костромского купца, который, работая приказчиком, открыл для себя вселенную поэзии и театра, сочинив пьесу «Отчаянный любовник». Для своего времени являлся прогрессивным актером, игравшим персонажей мастеров драматургии — пьес Шекспира, Шиллера, Расина, Вольтера. Сценический образ Яковлева ломал каноны классицизма, своей импульсивной игрой он предвосхищал эпоху романтизма. Хотя стоит отметить, что свободолюбие героев в исполнении Алексея Семеновича часто приобретало форму презрения к обществу. Собрание сочинений, изданное к десятилетию кончины придворного актера, на две трети состоит из од, посвященных императору Павлу I, «духовных стихотворений» и «посланий», а последние несколько страниц занимает та самая пьеса «Отчаянный любовник» в жанре «трагическое происшествие».

«О гроб, жилище тьмы!.. я днесь молю тебя,
Прими гонимого несчастием в себя;
Пусть прах мной во твои пределы заключится,
И дух престав любить, престанешь и томиться.
(Пронзает себя кинжалом.)»  

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003569629#?page=1

«Описание печи для нагревания комнат, изобретенной артистом императорских с.-петербургских театров Иваном Шемаевым» (1834) 

Рационализаторское предложение артиста императорских санкт-петербургских театров Ивана Шемаева по конструкции отопительной печи. Больше об авторе ничего не известно, но его изобретение прошло сквозь века, дабы согреть наши души.

«Я не ищу никаких выгод от своего изобретения, но предоставляю оное на пользу общую, уверен будучи, что каждый устроивший печь по-моему не останется внакладе»

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003558994#?page=1 

«Опыт истории театра у древних народов» (1849) 

Михаил Евстафьевич (по другим данным — Егорович) Кублицкий (1821–1875) российский театральный критик и музыковед. Книга «Опыт истории театра» посвящена исследованию истоков театрального искусства и преимущественно рассказывает историю античного театра. Была напечатана крайне небольшим количеством экземпляров. 

«Предлагаемое здесь сочинение написано не для ученых. Автор желал представить в кратком очерке историю театра у древних народов, имея в виду преимущественно ту часть публики, которая незнакома с иностранными литературами. В сочинении автор старался упомянуть только о главных условиях древней сцены. Наши артисты тоже лишены подобного сочинения на русском языке и, следовательно, не могут узнать истории того искусства, которое они избрали профессией своей жизни, ни познакомиться с его значением и с его потребностями»

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003571768#?page=5  

«Театрал. Карманная книжка для любителей театра» (1853) 

Обзор театров и состояние народных зрелищ в Санкт-Петербурге середины позапрошлого века анонимно составил Николай Иванович Греч (1787–1867). Хотя автор книги и не указан, но на экземпляре, хранящемся в РГБ, сохранился его автограф. Николай Греч был наместным мастером (1817–1818) близкой к декабристам масонской ложи «Избранного Михаила». Прославился как автор романа «Черная женщина» (1834), был другом будущего президента США Джеймса Бьюкенена.  

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003600051#?page=5 

«Мистерии и старинный театр в России» (1857) 

Книга академика Петербургской академии наук (1864), библиографа и исследователя русской литературы Петра Петровича Пекарского (1827–1872), в сущности, представляет собой главу из его главного труда «Наука и литература России при Петре Великом» (1862). Ученый собрал, описал и подробно прокомментировал все сочинения, о которых известно, что они исполнялись в старинном русском театре. Книга Пекарского — еще и ценнейшее собрание сведений об «умственном движении» в сфере театра, появившемся в результате реформ Петра I. 

«У казака соломенная булава, обшитая полотняными лоскутьями и окрашенная в черный цвет; у пояса рог; одежда должна состоять из кожуха или чего-либо подобнаго. Простофиля с остриженной бородой и предлинными усами и дудкою, а игрок имеет огромные кости, хотя бы и деревянные»

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003563940#?page=1 

«Шик!!! Новейший русский песенник» (1877)

Образец популярного народного песенника для исполнения не только в домашнем кругу, но и в театре. На обложке песенника лихой и удивленный Пушкин встречает свою музу, которая исполняет ему что-то такое, отчего у классика, да и у нас тоже, проснется ностальгия по прапрапрадедушке радио «Шансон».

«Ты некогда, быть может, придешь
Искать меня среди могил,
Тогда на деле ты увидишь,
Что я тебя по гроб любил»

 Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003590835#?page=1  

«Театр до-петровской Руси» (1884)

Александр Семенович Архангельский (1854–1926) — российский писатель, литературовед и педагог, филолог, профессор истории русской литературы в Казанском университете, член-корреспондент Императорской Академии наук (1904). В своей лекции, посвященной древнерусскому допетровскому театру, он рассказывает о его древнейших народно-бытовых зачатках, книжном репертуаре на сценах Москвы и Киева, а также чертах его внешнего устройства.

«В XVII веке медвежья потеха была самым общераспространенным народным увеселением. Олеарий в своих путевых записках о России замечает, что в его время, т. е. в 30-х годах XVII ст., вожаки с танцующими медведями ходили в России по всем деревням».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003624504#?page=2

«История русскаго театра до половины XVIII столетия» (1889) 

 Фундаментальное исследование театра в России от Средневековья до середины XVIII столетия. Автор — историк литературы и театровед Петр Осипович Морозов (1854– 1920). Морозов известен как редактор одного из лучших дореволюционных изданий собрания сочинений Пушкина. Был также прототипом Трубачевского — главного героя романа Вениамина Каверина «Исполнение желаний».

«Польский и украинский (малорусский и белорусский) вертеп представляет собою небольшой ящик или домик, разделенный на два яруса, из которых верхний назначается для серьезного действа, а нижний — для интермедий. <...> Вместе с вертепом носят обыкновенно и звезду. Она представляет собой фонарь из толстой, пропитанной маслом бумаги, от которого идет шесть больших рогов или лучей во все стороны; самый фонарь утвержден на высоком шесте неподвижно, а лучи посредством блока и протянутой от него веревки вертятся вокруг своей оси».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003625332#?page=1

«Актеры и пьесы. (Впечатления)» (1902)

Книга журналиста, театрального критика и прозаика Юрия Дмитриевича Беляева (1876–1917). В сборник вошли статьи, написанные о театре в разные годы. Кладезь неприукрашенных описаний повседневной театральной действительности Москвы и Петербурга. Беляев приходит в восторг от сдержанных интерьеров недавно открывшегося Художественного театра, поражен «Тремя сестрами» Станиславского, негодует относительно очередных постановок по пьесам Гоголя в Малом театре и, например, захватывающе описывает гастроли японского спектакля.

«Милый пустяк: г. Станиславский случайно уронил мундштук. Он сейчас и этим воспользовался: поднял, постучал о скамейку, продул, чтобы очистить от песку, который должен быть на земле, посмотрел на свет. Такой актер заставляет публику верить, что он в самом деле живет на сцене».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003702510#?page=5

«Веселый театр „Петрушка“» (1907)

Сборник ярко иллюстрированных детских пьес. Среди иллюстраций есть даже сюжет memento mori, где смерть приходит за Петрушкой, а тот ее боится. Впрочем, уже на следующей странице смерть получает пинок под зад и с позором бежит домой. Так же, судя по всему, следовало бы поступать со смертью и юным читателям книги. 

 Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003732607#?page=5  

«Школа сценического фехтования» (1910)

Первый в России учебник по сценическому фехтованию, написанный потомственным фехтовальщиком французского происхождения Александром Люгаром. Фактически с этой книги начинается история сценического фехтования как дисциплины, отличной от фехтования боевого.

«Сабельные удары исполняются посредством р о з м а х о в, потому что при таких движениях клинок сабли легче всего выполняет свое назначение рубить».

Читать:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003769822#?page=1

«Театр в России в эпоху Отечественной войны» (1912)

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс (1882–1962) — советский историк театра, доктор искусствоведения (1936). С 1907 года занимался научно-исследовательской работой в области истории русского театра и народного творчества. В 1910–1949 годах вел педагогическую работу в Институте сценических искусств в Ленинграде и ГИТИСе в Москве. В книге разбирается не просто театральная жизнь, но и совокупность бытовых и культурных факторов театральной жизни в 1812 году. К столетию победы над Наполеоном описывается «вся вереница развлечений и зрелищ, которые заполняли досуг современников Отечественной войны и удовлетворяли их сценические запросы».

«Подобно Наполеону, Жорж овладела русской публикой и покорила себе русское искусство. Но кто поймет движение судьбы! Как Александр, опираясь на подъем национализма, изгнал Наполеона и взял Париж, так Семенова, опираясь на близких ей людей, победила Жорж, противопоставив ее технике свой огромный артистический подъем».

Читать:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01004448593#?page=2  

«Наши артистки» (1913)

Прозорливая рекламная кампания парфюмерной фабрики А. М. Остроумова. В альбоме собраны фотографии двенадцати актрис разных театров (императорских, только что открывшегося «Свободного театра», популярного Театра Незлобина и других) и их автографы с описанием любимых духов. Стоит также отметить, что Остроумов написал в 1907 году статью «Эманация радия в приложении к косметике». Радий, по мнению парфюмера, обладая необузданной силой природы, мог исцелять перхоть и благожелательно воздействовать на организм.

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003348198#?page=5 

«Средневековый театр» (1913)

Прекрасный образец дореволюционного научпопа, а на самом деле — не что иное, как иллюстрированный учебник по истории средневекового театра. Написан не переиздававшимся, но часто цитируемым в современных научных трудах московским исследователем европейских мистерий Михаилом Михайловичем Паушкиным (1881 — не ранее 1941).

«Предлагаемый очерк средневекового духовного театра не претендует на новизну материала или оригинальность точки зрения. Цель его чисто практическая — дать ученику старших классов средней школы и широкому интеллигентному читателю возможно объективный и законченный очерк по преимуществу средневекового духовного театра как яркого, в высшей степени своеобразного культурно-исторического явления».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/02000022284#?page=1 

«Крепостной театр» (1913)

К. Бестужев — это псевдоним Лидии Викторовны Култашевой (1880–1948). Член РСДРП, состояла в окружной организации города Серпухова (1905–1907). Арестована по процессу Серпуховской группы, осуждена, находилась в Бутырской тюрьме (1907–1909). С 1919 года работала в Румянцевском музее и Библиотеке им. Ленина, с 1931 года — в отделе редких книг. Занималась антропософией, была автором эзотерического романа «Граф Калиостро» (1913).

«Невыносимо тяжелые условия, в которые был поставлен крепостной актер, не очень способствовали выработке талантов. Большая часть их погибла под давлением барского произвола. Те немногие, которым удалось вырваться из этой среды на волю и развить свой талант, обязаны большей частью тому или иному счастливому случаю; а сколько замечательных дарований сгинуло бесследно, устилая своими телами путь свободному театру».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003813193#?page=1

«Акушерка-футуристка» (1914)

Комедийная пьеса Исаака Борисовича Фейнермана (Тенеромо) (1863–1925) пародирует массовое увлечение футуризмом. Тенеромо был последовательным толстовцем, автором воспоминаний о Льве Толстом. Увлек толстовскими идеями молодого полтавского семинариста Георгия Гапона. «Акушерка-футуристка» — это фарсовое представление о жене, изменяющей мужу. Пьеса в форме шутовского балагана, с элементами сексуальных заигрываний, рассказывает про футуристический адюльтер под покровом раскрашенных лиц и голосов Вселенной. Действие, само собой, происходит в «шаловливом городе».

«ШАМРАЕВ (вскочив и догоняя ее): Милая моя! Глубокая! Бездонная! (Обхватывает ее.)
НИНА ПАВЛОВНА (звонко и беззаботно смеется): Поймал?!.. (в умилении) Ты понял теперь? Ты изведал счастье?.. (обвивает его шею и в припадке таинственности, разметав волосы и закатывая глаза к небу, как бы уставшим голосом тихо спрашивает) Кто я?
ШАМРАЕВ: По земному — акушерка.
НИНА ПАВЛОВНА: Нет… нет… как символ, кто я?
ШАМРАЕВ: Милая моя! (вдохновенно) Надзвездная моя! Ты и как символ — акушерка».



Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004196449#?page=1 

«Старый и новый балет» (1919)

В книге собраны очерки театрального и художественного критика, историка балета и балетного критика Андрея Яковлевича Левинсона (1887–1933). Богато иллюстрированная книга Левинсона рассматривает традиции старой балетной школы и новаторство, введенное Айседорой Дункан и такими балетмейстерами, как Михаил Фокин и Вацлав Нижинский. По ссылке — экземпляр № 446 из тысячного тиража нумерованных экземпляров.

«В пределах искусств сценических позволено верить единственно лишь собственным глазам; поэтому я ввел в свое изложение только те в общем многочисленные события и эпизоды, свидетелем которых мне удалось быть».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008111203#?page=9

«Эксцентризм» (1922)

Программный текст Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС) — авангардного творческого объединения, основанного Григорием Козинцевым и Львом Траубергом в 1921 году в Эксцентрополисе (так авторы манифеста предлагали переименовать Петроград).

«Раздробление элементов формы и содержания. Полный разрыв с жизнью. Сюжет произведения — форма. Крен корабля европейской культуры. Утопающие тщетно пытаются ухватиться за соломинку мистицизма и символизма. Но властным ревом врывается в надушенные будуары эстетствующего искусства эксцентрическая сирена Современности!»

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008032932#?page=1 

Дневник А. С. Суворина (1923)

Дневники журналиста, издателя и театрального критика Алексея Сергеевича Суворина (1834–1912). Дневники охватывают период с конца XIX века и заканчиваются в 1907 году. Из записей пожилого патриарха русской журналистики можно узнать не только о политических интригах рубежа веков, но и о прихотях актрис и накладности содержания театра. Есть в дневниках и «порнографическая премудрость», и коррумпированные великие князья, живущие на «откаты». Книга дает широкий критический взгляд на российскую культуру переломного времени со всеми ее противоречиями и ужасом наступающей революции.

«Актер Правдин рассказывал мне, будто Александр III, проездом через Москву, 13 мая 1894 года, на юг, пожелал посмотреть труппу Малого театра. Дали пьесу Боборыкина „С бою“. Он остался доволен исполнением, но не пьесою, которую нашел скабрезною. Ему было жарко. Просил, чтоб открыли форточку. Но окно было заделано. Призвали слесаря. Он начал вынимать раму при государе. Государь посмотрел, посмотрел на его работу, да и выломал ее».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004950741#?page=1 

«Гримировка» (1925)

Пособие по театральному гриму, составленное драматургом и основателем Театральной библиотеки Сергеем Федоровичем Рассохиным (1850–1929). 

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008753762#?page=5 

«Гамлет и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии» (1930)

Иван Александрович Аксенов (1884–1935) — русский и советский поэт, художественный и литературный критик, литературовед, переводчик.

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским, Аристархом Лентуловым и другими. В 1915 году стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами Александры Экстер (1916). С конца 1920-х годов занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Фердинанда де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Аксенов — признанный специалист по английской драматургии Елизаветинской эпохи. Переводил в большом количестве пьесы английских драматургов XVII века. Главным трудом его жизни, без сомнения, можно назвать двухтомник драматургии современников Шекспира — «Елизаветинцы» (I том — 1916 год; II том вышел уже после смерти Аксенова, в 1938 году).

«Гамлет и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра. О классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах».

Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01007975328#?page=1 

«Камерный театр и его художники. XX. 1914–1934» (1934)

Книга иллюстрирована фотографиями декораций и эскизами едва ли не всех выдающихся театральных художников 1920-х: Павла Кузнецова, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, Анатолия Арапова, Александры Экстер, Бориса Фердинандова, Георгия Якулова, Владимира и Георгия Стенбергов, Вадима Рындина. Все они работали с Александром Таировом в его Камерном театре (ныне — Московский театр им. Пушкина). Вступительная статья написана театроведом и искусствоведом Абрамом Марковичем Эфросом (1888–1954). 


 Читать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008593455#?page=9    

«Театр кукол: для самодеятельного детского театра» (1939)

Книга рассказывает юному читателю, как самостоятельно устроить кукольный театр. Приводится технология создания кукол и несколько пьес для постановки, в том числе Агнии Барто. 

Читать: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/34918#page/0/mode/2up   

Читайте также:

10 театров, которые чаще всего ищут в «Яндексе»
Как выбрать спектакль: пошаговая инструкция
33 неудобных вопроса о театре
Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете согласие на получение рекламных и других сообщений от ООО «ЯНДЕКС» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16) на условиях политики конфиденциальности и пользовательского соглашения сервиса.
Wed Oct 25 2023 17:33:04 GMT+0300 (Moscow Standard Time)