Текст: Антон Хитров
Кто ставит: Юрий Бутусов
Где: в Театре им. Вахтангова
Когда: 7 сентября
Бутусов, мечущийся между Москвой и Петербургом, стал главным режиссёром Вахтанговского театра год назад, но первую премьеру выпускает только сейчас. Поначалу он целился в «Дон Кихота», но потом заменил его на «Пер Гюнта» — раннюю пьесу Генрика Ибсена по мотивам норвежских сказок, больше похожую на скандинавскую версию «Фауста», чем на «Кукольный дом» или «Гедду Габлер».
Бутусов, как всегда, не боится показаться ни слишком заумным, ни слишком многословным: спектакль идет ни много ни мало четыре часа, а у главного героя, путешественника Пера Гюнта, сразу две ипостаси. Одну играет переманенный Бутусовым из Петербурга Сергей Волков, а другую — вахтанговец Павел Попов.
Кто ставит: Кирилл Серебренников
Где: в «Гоголь-центре»
Когда: 12 сентября
Впервые с августа 2017-го Серебренников ставит спектакль сам, а не руками ассистентов из-под домашнего ареста. «Палачи» основаны на пьесе Мартина МакДонаха — автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». В нулевых и начале десятых он был ужасно популярен у российских театральных режиссёров как драматург: Серебренников тоже не прошел мимо и поставил в МХТ им. Чехова брутальную пьесу МакДонаха «Человек-подушка».
Худрук «Гоголь-центра» обладает прекрасным чутьем на новую драматургию; из свежих названий он выбирает только самые своевременные. Главный герой «Палачей» — собственно, палач; с отменой смертной казни он потерял работу и теперь держит паб на окраине города. Режиссёр перенес сюжет из британских 60-х в наши 2000-е и дал героям русские имена.
Кто ставит: Стефан Брауншвейг
Где: в Театре наций
Когда: 15 сентября
Похоже, худрук «Театра наций» Евгений Миронов решил собрать коллекцию знаковых чеховских героев: после дяди Вани ему останется только сыграть только Вершинина из «Трёх сестёр» и Платонова из «Платонова». Российский дебют француза Стефана Брауншвейга, вероятнее всего, будет добротным и слегка старомодным психологическим спектаклем с отличными актёрскими работами: помимо Миронова, в проекте участвуют Анатолий Белый, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд и Надежда Лумпова. А еще Брауншвейг обещает срифмовать чеховскую пьесу с сегодняшней экологической повесткой. В принципе, текст к этому располагает.
Кто ставит: Дмитрий Крымов
Где: в Музее Москвы
Когда: 10 октября
Из режиссёра-художника, оживляющего вещи с барахолки, Крымов давно превратился в режиссёра-интерпретатора, сочиняющего остроумные фанфики по русской и не только классике. Знакомые литературные герои в его спектаклях говорят не по тексту, ломают четвертую стену и все время норовят перескочить из своей эпохи в нашу. Чего-то подобного можно ждать и от «Бориса» по мотивам пушкинской трагедии.
Премьеру продюсирует известный антрепренёр Леонид Роберман, который смог обеспечить режиссёру звездный каст: Годунова играет Тимофей Трибунцев из «Сатирикона», Марину Мнишек — Паулина Андреева и Ксения Раппопорт, а Василия Шуйского — Михаил Филиппов из «Маяковки». Роль Самозванца поделят две актрисы, Алина Ходжеванова и Мария Смольникова.
Кто ставит: Семён Александровский
Где: в Pop-up театре (Санкт-Петербург)
Когда: в октябре
Спектакль по любимому лаконичному рецепту Александровского «готовая локация плюс аудио»: зритель приходит один, надевает наушники и отправляется в путешествие по шести питерским барам. Пока вы пьёте, голос в голове убеждает вас, что человеческим прогрессом на самом деле движет алкоголь: дескать, пиво породило аграрную революцию, а крепкие напитки — эпоху великих географических открытий.
Кто ставит: Максим Диденко
Где: в Театре на Малой Бронной
Когда: в ноябре
Совместный проект независимой «Мастерской Брусникина» и Театра на Малой Бронной, который теперь возглавляет Константин Богомолов. Визионер Максим Диденко ставит дебютный роман Владимира Сорокина об альтернативном СССР, где всем без исключения гражданам ежедневно надо съедать брикетик фекалий. Лучший спектакль Диденко — «Чапаев и Пустота» в театре «Практика» — тоже опирался на прозу ныне живущего автора. Если с Сорокиным режиссёр будет обращаться так же свободно, как и с Пелевиным, возможно, у него опять получится шедевр.
Кто ставит: Андрей Слепухин
Где: в театре post (Санкт-Петербург)
Когда: осенью
В концептуальном театре post всегда интересовались наукой, и не только гуманитарной: независимая компания выпускала спектакли о киборгах, колонистах на Марсе и квантовой физике, всё — по пьесам Павла Пряжко, автора, далекого от научной фантастики, но искренне увлечённого собственно наукой. Но «Случайность» не имеет к Пряжко никакого отношения: post планирует театральный нон-фикшн о конвергентной эволюции. Это когда неродственные животные, попав в похожие условия, эволюционируют похожим образом — скажем, как акула, ихтиозавр и дельфин. Проект консультируют известные биологи и популяризаторы науки Александр Марков и Станислав Дробышевский.
Кто ставит: Андрей Могучий
Где: в БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург)
Когда: в декабре
Долгожданная финальная часть трилогии Могучего, работа над которой растянулась на три года. Сайфай-антиутопия по мотивам Юрия Олеши, набитая отсылками к поп-культуре, принесла художнику Александру Шишкину «Золотую маску» за костюмы, хотя список выдающихся визуальных решений в этом театральном сериале костюмами, конечно, не ограничивается.
Кто ставит: Оскарас Коршуновас
Где: в МХТ им. Чехова
Когда: в феврале
Оскарас Коршуновас — это, грубо говоря, литовский Кирилл Серебренников: оба принадлежат к одному поколению, оба сделали имя на неочевидных прочтениях классики, оба представляют свои страны на международной сцене. О «Чайке» пока ничего не понятно: известно только, что Нину Заречную будет играть Паулина Андреева. Но премьера почти наверняка будет любопытной.
Кто ставит: Константин Богомолов
Где: в Театре на Малой Бронной
Когда: зимой
Первая премьера Богомолова в Театре на Малой Бронной. В 1974 году здесь впервые сыграли комедию Леонида Зорина; режиссёром спектакля был Михаил Козаков — восемь лет спустя он снимет по этой пьесе знаменитый фильм. У нового руководителя Бронной есть редкая суперспособность — совмещать художественные задачи с кассовыми. Поэтому, скорее всего, его версия «Покровских ворот» будет великолепно разыгранным ностальгическим хитом, но с неочевидными и неожиданными подтекстами.