Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В какой степени идея варн противоречит идее демократии ?

В википедии дано достаточно точное определение иерархического построения общества через 4 основные касты: жрецов, воинов, торговцев-производителей, неприкасаемых. Но нет объяснений, почему такая конструкция настолько долго и успешно работает. Например, через перераспределение меры личной ответственности перед обществом согласно своей касте. 
В Афинской демократии за пределы "всеобщего равенства" были выведены женщины и рабы (как "неприкасаемые" и "торговцы", вероятно :). То есть кастовое деление было, но свелось к делению на две части. Как было потом и со статусом гражданина Рима.
В современной демократии деление людей на касты представляется дикостью, а возможность "каждой кухарке управлять государством" просто впечатляет ))
Так, вопрос в том, насколько жизнеспособным может быть общество без каст? Пусть и не так формализованных, как в Индии. Есть ли они у нас сейчас, как было в СССР, на уровне партийной касты? А в Штатах они есть? То есть касты есть? А движение BLM возникло в силу демократического устройства или шовинистического инстинкта? Может разговоры о "демократии" и равенстве для дураков?
ОбществоИстория+3
Алексей Крутяков
Общество
  · 1,2 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 1 февр 2023  ·
asocial_gumoMEM
Пожалуй, следует начать все же с определения демократии, а потом уже говорить о варнах, потому что и в том, и в другом случае все совсем не так просто, как в википедии. Так вот, в греческом языке есть два слова, относящиеся к власти: архэ - это власть, основанная на неких изначальных принципах и кратос - это власть, основанная на насилии. Далее, понятие демос - это вовсе не народ, а исключительно полноправные граждане полиса мужского пола в том возрасте, когда они могут держать оружие. То есть изначальная идея демократии - это власть вооруженных мужчин, основанная на насилии. Потому-то греческие мыслители и считали демократию злом, были уверены, что она вырождается в тиранию. При этом в рамках идеи греческой демократии участие в политической жизни - это не право, а обязанность, причем безвозмездная (это уже позже появляется оплата должностных лиц). Соответственно ни о каком равенстве всего населения полиса здесь речи не идет в принципе. Однако это никак не связано с идеей деления на варны и касты.
Потому что варны и появившиеся внутри них касты - это профессиональные группы, которые различаются между собой в первую очередь по роду занятий, из которых уже вытекают и различия в правах. В полисах Греции все было совсем не так - в рамках демоса равные права были у всех, не зависимо от рода их деятельности. При этом демос, в общем-то, вполне мог существовать без других групп, составлявших население полиса - рабов и метэков (или периэков), за исключением женщин - вот без них жить нельзя. В Индии же варны не могут существовать друг без друга. И многие, которые говорят о варнах, упускают из вида одну важную деталь - все они связаны между собой в рамках системы джаджмани. Джаджмани - это принцип внутри общины (а община - это основная единица в Индии), согласно которому происходит обмен услугами между представителями разных варн. Поэтому для индуса принципиально не стоит вопрос о том, какая варна выше/ниже - они нуждаются друг в друге, как части единого организма (неслучайно в Индии миф о происхождении варн - это создание их из частей тела, социальная структура в Индии - это не пирамида, а человек). При этом жесткое деление на варны совершенно не исключает возможности для всех них участвовать в управлении государством. Поэтому ряд древнеиндийских государств были республиканскими по своему устройству (были и олигархии и монархии). То есть идея варн, противореча идее классической демократии греческого образца, куда ближе к современном пониманию демократии. Собственно устойчивость индийского общества связана не с делением на варны, а именно с системой джаджмани.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
my existence  · 1 февр 2023
Кастовость противоречит идеи формального равенства, которую несет современная демократия. Формальное равенство вполне совместимо с неоднородностью общества, наличием элит и низов, при условии, что в нем есть институты, обеспечивающие согласно формальным правилам переход человека в вышестоящую или нижестоящую прослойку. Патриархальное традиционное общество таких институтов не имеет. 
"Патриархальное традиционное общество таких институтов не имеет." От чего же не имеет ? )) Петр 1 ввел институт... Читать дальше
ООО "Социальные Системы", Ведущий специалист  · 1 февр 2023
Никак не противоречит. Сегодняшняя западная "демократия" капитализма это власть варны Вайшьи, т.е. олоигархов. А остальные варны, или классы по Марксу, занимают своё положение в обществе и не лезут во власть, т.к. не стали олигархами или их людьми. И даже в Древней Греции, откуда и пошло слово демократия, демократия была властью демоса, т.е. собственников, а не охлоса... Читать далее
Немного категорично )), но коммунистическую (?) идею (в части вне кастовости и народной власти) и я поддерживаю... Читать дальше
Психология, философия, образование.  · 6 февр 2023
Смешались в кучу пони, люди, идеи оторванные от контекста и мнения оторванные от знания. У меня аж некоторое желание отделить мух от червей отделить. Первое с чего стоит начать, так это с указания на то что же такое касты, нас в принципе устроит определение википедии, оно отражает суть. Кому лень читать суть: - Родился в семье учителей, строй семью с учителем и работай... Читать далее