Начну ответ с прояснения точки зрения советского психолога Л.С. Выготского на свободу воли: человек не может контролировать реакцию, но может управлять стимулами, которые эту реакцию вызывают. В качестве стимула выступают слова, с помощью которых мы интерпретируем реальность. Слово, будучи увиденным/услышанным, воспринимается автоматически, и мы не можем избежать этого восприятия. Иными словами, если вы увидели слово "мыло", то вы автоматически поняли его смысл. Этот механизм описывается Даниэлем Канеманом в известной научно-популярной книге "Думай медленно, решай быстро". Так вот, именно это автоматическое понимание смысла слова и представляет собой реакцию, которая осуществляется без нашего сознательного участия. Поэтому контроль, а значит и свобода воли, находится на уровне словесной интерпретации реальности, которая поддаётся нашему сознательному контролю.
Психика человека состоит из двух пространств - пространство эмоционально-чувственного восприятия и пространство языка. Органичное соединение этих двух пространств обеспечивает адаптацию психики к изменениям среды.
Исходя из такой модели психики, мы можем определить два принципиальных типа нарушения психической структуры в целом или два принципиальных способа дезадаптации в моменте. Первый способ: вторжение эмоционально-чувственного восприятия в сознание в такой степени, что языковая плоскость не успевает отражать интенсивность этого вторжения. Второй способ: слова замещают чувственное восприятие и искажают его, в результате чего слов оказывается больше, чем значений. В крайних случаях оба эти варианта приводит к психозу по типу паранойи или шизофрении соответственно.
Ответ на изначальный вопрос, собственно говоря, уже очевиден, но я проясню его в более понятной форме.
Стресс - это состояние эмоционального напряжения. Кратковременный стресс полезен, так как вторжение эмоционально-чувственного ощущения в сознание обеспечивает языковую структуры необходимым материалом для того, чтобы это эмоционально-чувственное ощущение каким-то образом назвать, структурировать и нейтрализовать. Кратковременный стресс стимулирует процесс мышления. В случае длительного стресса или в случае кратковременного стресса высокой интенсивности мышление не справляется с задачей, описанной выше, то есть мышление не может отобразить в языковой структуре всю совокупность напряжения, и тогда в какой-то момент мышление отказывает. Проясню на простом примере: допустим, вы едите с горы на лыжах и теряете равновесие. Сначала вы будете пытаться это равновесие восстановить, но в какой-то момент вам придётся просто принять факт, что дальнейшее сопротивление стремительно надвигающемуся процессу потери координации бесполезно, и в этот момент вы перестаёте сопротивляться процессу падения, вы принимаете решение отпустить на несколько секунд ситуацию, собраться, так сказать, с силами, и попытаться отреагировать на то, что случится дальше - то есть попытаетесь свести результаты падения к минимальным потерям.
То же самое происходит с психикой в случае длительного или кратковременного интенсивного стресса. Сначала психика пытается усилить контроль над происходящим. В случае длительного стресса это постепенно приводит к неврозу, когда слов в психике оказывается больше, чем значений, на которые эти слова указывают. Но если эти слова не приводят психику в адаптивное состояние, то происходит прорыв чувственного ощущения в ещё более интенсивной форме. Тогда по вышеописанному принципу психика пытается отпустить ситуацию на некоторое время, чтобы собраться с силами и переозначить (заново попытаться переосмыслить ситуацию). Человек отпускает ситуацию, и если интенсивность эмоционально-чувственного ощущения усиливается, может случиться потеря способности означить ситуацию хоть как-то, - это состояние паники, истерики, которое уже не контролируется самим человеком - его захватывает тревога. С точки зрения заданного вопроса это может звучать так: повышенное эмоциональное напряжение приводит к потере способности воли осуществлять контроль.
Фридрих Ницше сказал: "Всё, что нас не убивает, - делает нас сильнее". Эта фраза показывает, что в долгосрочной перспективе стресс любой интенсивности приводит либо к окончательному разрушению психики (как это, к слову, случилось с самим Ницше), либо в повышению способностей адаптации. Повышение способностей адаптации связано с тем, что по окончании воздействия стресс-фактора психика восстанавливает свою организацию с учётом уже имеющегося нового эмоционального опыта. Травмирующая ситуация переозначивается, встраивается в психику и в следующий раз в такой же ситуации потери волевого контроля может не случится, потому что инструмент для сохранения контроля уже сформирован.
Ещё раз к вопросу: подрывает ли стрессовая ситуация силу воли?
Если стресс кратковременный или длительный но низкоинтенсивный, то не подрывает, а скорее даже усиливает, потому что стресс вызывает повышение концентрации, а повышенная концентрация означает, что все не имеющие к делу факторы вытесняются из восприятия, высвобождая дополнительные ресурсы для усиления контроля. Так например, многие спортсмены во время Олимпиады выступают лучше, чем на каких-то других соревнованиях. Стресс их подстёгивает к усилению концентрации. Но если спортсмену отложить старт сначала на час, потом на два часа, а потом ещё на сутки - спортсмен может перегореть, и так называемая сила воли будет истощена.
Для того, чтобы стресс не приводил к снижению способностей волевого контроля, нужно к любой ситуации готовиться заранее. Взять контроль в момент, когда эмоционально-чувственное впечатление захватило сознание, - невозможно, потому что кора головного мозга (отвечающая за контроль) по оценкам нейрофизиологов, функционирует в 5 раз медленнее, чем подкорка, где рождаются инстинктивные реакции.