Расцвет жанра автопортрета в русской живописи пришелся на рубеж XIX–XX веков — тогда были созданы интересные и необычные произведения. Многие из них представлены сейчас на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма. На ней автопортреты художников показаны вместе с портретами этих же мастеров, созданными их коллегами по цеху. Так можно сравнить, как живописец видел себя сам и каким его видели окружающие.
В 1911 году Исаак Бродский, работая над автопортретом, изобразил не только себя, но и свою дочь Лидию. Художник писал эту картину во время путешествия по Италии. Основную часть холста занимают не портреты, а вид итальянского города, пестрые ткани, цветы и фрукты, которые создают яркий и красочный образ.
Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911. Собрание Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Художник Василий Беляшин интересен ироничным взглядом на собственную внешность, одной из самых примечательных черт которой были роскошные рыжие усы. Нередким мотивом в его автопортретах становилась церемония чаепития с самоваром: на первый план Беляшин выдвигает натюрморт с фаянсовой расписной посудой и самоваром. А улыбающееся, почти смеющееся лицо художника как будто выступает из темноты.
Василий Беляшин. Автопортрет с самоваром. 1922. Частное собрание.
На автопортрете 1913 года Мария Фаворская, в девичестве Дервиз, изобразила себя вместе с мужем — художником Владимиром Фаворским. Будущие супруги познакомились в 1911 году, спустя год поженились, а еще через год каждый из них создал парный автопортрет, на котором они запечатлены вместе. Работа Фаворской отличается необычной композицией, эмоционально-чувственной выразительностью и удивительно близка жанру современной селфи-фотографии.
Мария Фаворская (Дервиз). Автопортрет с мужем. 1913. Частное собрание.
Традиция созданиях двойных портретов — изображения двух разных людей на одном холсте — развивалась в истории мировой живописи на протяжении столетий. В начале XX века итальянские футуристы вводят новый прием: изображение теперь развивается в четвертом измерении — во времени. Портрет начинает двоиться, троиться или даже распадаться на множественные образы.
Виктор Барт одним из первых экспериментирует с этим приемом, решая собственный образ в характерной стилистике, совмещающей черты неопримитивизма и футуризма. Художник наполняет работу значимыми деталями: он изображает себя с колодой карт, показывая зрителю бубнового валета. В выставках одноименного художественного объединения Барт принимал участие. А за его спиной изображен конь, напоминающий фигуру в шахматах — художник был профессионалом в этой игре.
Виктор Барт. Двойной автопортрет. 1911. Костромской музей-заповедник.
Еще больше интересных деталей о портретах и их значении в творчестве русских художниках расскажем в рамках лекционного курса «Истории в портретах». Первая лекция, посвященная Валентину Серову, состоится 7 июля в 19:00.
Очень любопытны автопортреты Пабло Пикассо. Если их рассматривать последовательно, по времени их создания, по ним можно получить наглядное впечатление о том, как он двигался в своем творческом поиске — от вполне академической манеры рисования ко все большей ломке и искажению формы. Читать далее
Календари и прочая полиграфия по сезону.
Наши менеджеры вам помогут. Перейти на ideaprint.ru
Мона Лиза - это самый необычный портрет, потому что технически написан очень сложно. На данный момент есть небольшой институт, который изучает эту картину и пока, ни одному художнику не удалось повторить эту технику.