Понятие "творческий кризис" появляется только в XIX веке, когда капитализм создал самодостаточные институты художественного рынка, и поэтому появилась возможность обособить "творческий кризис" от других кризисов, с которыми сталкивается художник, от производственного кризиса прежде всего, когда рынок уже насыщен произведениями или заказчики уже получили все свои заказы, а ты не можешь создать новую волну покупки твоих произведений. Конечно, вдохновение тогда требовало деформации этого самодостаточного рынка, когда художник начинает действовать как публицист (Делакруа), карикатурист (Доре), политик (Курбе), организатор художественной жизни, преподаватель, менеджер, интеллектуал (множество примеров и из русского искусства от Брюллова до Репина и далее) и т.д., создавать разные коллаборации с архитекторами, издателями, дизайнерами. Тогда появляется и новое вдохновение.