Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Навязывают ли экономически успешные страны свою культуру менее успешным?

ОбществоИстория+2
Анонимный вопрос
  · 6,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 21 дек 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Конечно. Свидетельства этого есть уже в самой ранней литературе, вроде спора овцы с зерном, третьего тысячелетия до н.э., а в доисторическую эпоху — ну, например, в культурном горизонте праиндоевропецев, с медью, лошадьми и телегами (О *DYḖUS PH₂TḖR!).
Грубо говоря, условное большинство культурных границ как правило будет демонстрировать какую-то комбинацию культурного обмена и схизмогенеза. Проблемы начинаются с разделением между functional и intentional — намеренной индоктринацией и обычной бытовой склонностью людей хлопать глазами на результаты высокого ВВП.
К примеру. С момента деколонизации история искусства постепенно становится всемирно изучаемой дисциплиной — но:
  1. Из примерно восьмисот университетов, предоставляющий программы по истории искусства, почти три четверти находятся в Европе, Австралии и США/Канаде;
  2. Как следствие, исследователям других стран выгоднее всего строить карьеру за рубежом, усугубляя вакуум на родине;
  3. Как следствие, когда университет допустим где-нибудь в Южной Африке решает открыть свою программу по истории искусства, он заказывает учебники в тех же Штатах, и, хуже того, писать их будут исследователи, возможно знакомые с Африкой только через Peace Corps или родителей-миссионеров;
  4. Эти учебники, в свою очередь, будут не только рассказывать историю в первую очередь европейского искусства, но также строить её в европейских понятиях композиции, фактуры, пространства и т.д. — которые в основном являются калькой с немецкого, возникли только в XVIII веке у Винкельмана, и могут не иметь никакого отношения к принципам искусства других культур.
Так, немногие существующие кафедры исторического искусствоведения вне Европы оказываются функционально евроцентричны, а доморощенная история искусства живёт в критических эссе в прессе, и пишут её в основном другие художники. Это такой ни хера себе перекос.
К чему я об этом.
Нетрудно определить, когда одна культура навязывает себя другой посредством физического уничтожения её артефактов, насильного переселения, запрета коренных языков, религиозного принуждения и т.д. — примеры есть в истории античного Средиземноморья, завоевания Америк, Европейской колонизации, внутренней колонизации на территориях Российской империи и СССР.
Но даже в отсутствие очевидных признаков преступлений против человечности — просто обычные экономические давления могут создавать условия de facto культурного империализма. Являются ли они навязыванием — иногда. PhD кандидат по истории искусства едва ли сможет защитить диссертацию, написанную в терминах коренных народов, и полностью исключающую академический дискурс, унаследованный от Вёльфлина и Панофски. Когда нарратив слишком отходит от “нормы”, ему отказывается в самом факте его нарративности. Он вытесняется из истории в эзотерику.
Это большая, сложная, неразрешимая на данном этапе проблема, которая, ЕБЖ, возможно придёт к какому-то равновесию в далёком будущем.
Но о ней нужно знать, принимать в расчет, и вспоминать когда мы, ну я не знаю, по умолчанию ждём от армян и казахов знания русского языка и великой двухсотлетней литературы. Не всякое навязывание системно.
Преподаватель ВШЭ и РУДН, билингв, PHD in Pedagogy.   · 13 янв 2023  · dzen.ru/drozdovlanguage
Вопрос очень интересный и по-своему сложный. Давайте попробуем разобраться в нем при помощи известных коммуникативных теорий и практик.  Культурный империализм и культурная гегемония Культурная гегемония описывает господство определённой культуры, поддерживаемое идеологическими средствами. Обычно это достигается через социальные институты, которые позволяют сильно... Читать далее
Читайте меня в Телеграме! Там много интересного, особенно про английский язык!Перейти на t.me/drozdovlanguage
Преподаватель-исследователь, специалист по информационным системам и технологиям, структур...  · 24 дек 2022  · lookaround.blog
Экономически успешные страны могут иметь тенденцию к навязыванию своей культуры менее успешным странам различными способами, например, через коммерческую экспансию, влияние на культурный сектор или при помощи внешней политики. Однако этот процесс не всегда является навязыванием, так как люди сами могут выбирать потреблять товары и услуги, которые предлагаются... Читать далее
"Лень - двигатель прогресса технического и регресса человеческого". КЕВПерейти на vk.com/e.kandzyuba