Вопрос очень интересный и по-своему сложный. Давайте попробуем разобраться в нем при помощи известных коммуникативных теорий и практик.
Культурный империализм и культурная гегемония
Культурная гегемония описывает господство определённой культуры, поддерживаемое идеологическими средствами. Обычно это достигается через социальные институты, которые позволяют сильно влиять на ценности, нормы, идеи, ожидания, мировоззрение и поведение остального общества.
Культурная гегемония действует, формируя мировоззрение правящего класса и воплощающие его социальные и экономические структуры как справедливые, законные и предназначенные для всеобщего блага, даже если эти структуры могут приносить пользу только правящему классу.
Чтобы лучше разбираться в теме культурного империализма, важно взглянуть на идеи одного из его теоретиков-основателей Антонио Грамши. Под сильным влиянием теорий и работ Карла Маркса итальянский философ и критик Грамши выдвинул идею культурной гегемонии для описания власти одной группы над другой. В отличие от Маркса, который считал, что рабочие всего мира в конечном итоге объединятся и свергнут капитализм, а Грамши вместо этого утверждал, что культура и средства массовой информации оказывают такое мощное влияние на общество, что они могут фактически заставить рабочих покупаться на систему, которая экономически невыгодна для них. К слову, аргумент о том, что СМИ могут влиять на культуру и политику, типичен для понятия американской мечты. В этой истории "из грязи в князи" упорный труд и талант могут привести к успешной жизни, с чего бы вы ни начали.
Но все же, идеи Маркса оставались в основе убеждений Грамши. Согласно Грамши, гегемоны капитализма — те, кто контролирует капитал, — могут утвердить экономическую власть, а гегемоны культуры могут утвердить культурную власть. Эта концепция культуры уходит корнями в марксистскую классовую борьбу, в которой одна группа доминирует над другой и возникает конфликт. Концепция культурной гегемонии Грамши уместна в наши дни из-за опасений, что растущая глобализация позволит одной культуре настолько утвердить свою власть, что она вытеснит всех конкурентов.
Пример США
В книге «Культурный империализм» Джон Томлинсон утверждает, что экспортируемая американская культура не обязательно является империалистической, потому что она не продвигает культурную повестку дня; она стремится делать деньги из любых культурных элементов, которые она может найти по всему миру. По словам Томлинсона,
"Никто на самом деле не оспаривает доминирующее присутствие западных многонациональных, и особенно американских, СМИ в мире: сомневаются в культурных последствиях этого присутствия».
Таким образом, культурная гегемония (= наше молчаливое согласие с тем, как обстоят дела), является результатом социализации, нашего опыта работы с социальными институтами и воздействия культурных нарративов и образов, которые отражают убеждения и ценности правящего класса.
Так что, да, экономически развитые страны экстраполируют свою культуру на другие, развивающиеся государства, обычно, по экономическим или идеологическим причинам.
Читайте меня в Телеграмме, там много всего интересного: