Конечно. Свидетельства этого есть уже в самой ранней литературе, вроде спора овцы с зерном, третьего тысячелетия до н.э., а в доисторическую эпоху — ну, например, в культурном горизонте праиндоевропецев, с медью, лошадьми и телегами (О *DYḖUS PH₂TḖR!).
Грубо говоря, условное большинство культурных границ как правило будет демонстрировать какую-то комбинацию культурного обмена и схизмогенеза. Проблемы начинаются с разделением между functional и intentional — намеренной индоктринацией и обычной бытовой склонностью людей хлопать глазами на результаты высокого ВВП.
К примеру. С момента деколонизации история искусства постепенно становится всемирно изучаемой дисциплиной — но:
- Из примерно восьмисот университетов, предоставляющий программы по истории искусства, почти три четверти находятся в Европе, Австралии и США/Канаде;
- Как следствие, исследователям других стран выгоднее всего строить карьеру за рубежом, усугубляя вакуум на родине;
- Как следствие, когда университет допустим где-нибудь в Южной Африке решает открыть свою программу по истории искусства, он заказывает учебники в тех же Штатах, и, хуже того, писать их будут исследователи, возможно знакомые с Африкой только через Peace Corps или родителей-миссионеров;
- Эти учебники, в свою очередь, будут не только рассказывать историю в первую очередь европейского искусства, но также строить её в европейских понятиях композиции, фактуры, пространства и т.д. — которые в основном являются калькой с немецкого, возникли только в XVIII веке у Винкельмана, и могут не иметь никакого отношения к принципам искусства других культур.
Так, немногие существующие кафедры исторического искусствоведения вне Европы оказываются функционально евроцентричны, а доморощенная история искусства живёт в критических эссе в прессе, и пишут её в основном другие художники. Это такой ни хера себе перекос.
К чему я об этом.
Нетрудно определить, когда одна культура навязывает себя другой посредством физического уничтожения её артефактов, насильного переселения, запрета коренных языков, религиозного принуждения и т.д. — примеры есть в истории античного Средиземноморья, завоевания Америк, Европейской колонизации, внутренней колонизации на территориях Российской империи и СССР.
Но даже в отсутствие очевидных признаков преступлений против человечности — просто обычные экономические давления могут создавать условия de facto культурного империализма. Являются ли они навязыванием — иногда. PhD кандидат по истории искусства едва ли сможет защитить диссертацию, написанную в терминах коренных народов, и полностью исключающую академический дискурс, унаследованный от Вёльфлина и Панофски. Когда нарратив слишком отходит от “нормы”, ему отказывается в самом факте его нарративности. Он вытесняется из истории в эзотерику.
Это большая, сложная, неразрешимая на данном этапе проблема, которая, ЕБЖ, возможно придёт к какому-то равновесию в далёком будущем.
Но о ней нужно знать, принимать в расчет, и вспоминать когда мы, ну я не знаю, по умолчанию ждём от армян и казахов знания русского языка и великой двухсотлетней литературы. Не всякое навязывание системно.