Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должен ли художник быть пульсом своего времени? Или достаточно только мастерства, чтобы художник состоялся?

Искусство и культураХудожникиСовременные художники
Гулевская Ольга Николаевна
Искусство и культура
  · 2,6 K
Образование, искусство, философия  · 13 окт 2021
Ваш первый вопрос вызывает недоумение. А выразителем какого же времени может быть художник, как не того, в котором он живёт? Да он и не может выражать никакое иное время. Все разговоры о том, как какой-то художник опередил своё время, не более, чем признание его значимым и для иного периода развития культуры. Но выражает он всегда только своё время, свою культуру. И чем точнее он это делает, тем значительней его творчество. Сегодня, например, многим нравится культура барокко. Но полотен, отражающих эту культуру, подобно полотнам Рубенса или Рембрандта, что-то не видно. Многим нравится музыка Вивальди. Однако современные композиторы совсем не стремятся подражать ему в своих сочинениях. Иногда только промелькнут некоторые барочные обороты, но в совершенно ином музыкальном контексте.
Словосочетание "пульс нашего времени" сегодня стало расхожим. Однако оно, как многие другие штампы, прекрасно передаёт современное отношение к искусству. Сегодня ритмическая основа искусства ощущается особенно остро. Потому обилие ударных в музыке, ритмическая абстракция в живописи и графике, подчёркивание ритмических чередований в архитектуре, обнажение ритмов в танце и пр. Именно обострённое ощущение пульса окружающего мира стало для нашего времени во многом отличительной чертой. Поэтому да, сегодня художник должен быть не просто выразителем идей или предпочтений, но сам пульсировать в ритме времени.
Ответ на второй Ваш вопрос прямо зависит того, кого мы понимаем под "состоявшимся художником". Вот, например, И. С. Бах. Служил себе и служил при дворах всяких курфюрстов, да кантором в церквях. Современников больше занимала его игра на органе, чем его сочинения. А после его смерти и вовсе сыновья его славились гораздо более его самого. Он что, не состоялся? Или всё-таки состоялся? А если состоялся, то когда - при жизни или через 100 лет, когда его сочинения вытащил из забвения Мендельсон?
И что мы понимаем под "мастерством"? Ремесленничество? Но мастер не ремесленник. Ремесленничество никогда не выходит на уровень красоты. Это может быть точно, ловко, быстро, технически совершенно. Но подлинной красоты в ремесленной поделке не будет. Она может удивлять, но не восхищать. Её можно исследовать, но преклоняться перед ней не получится. А когда ремесленник долгим и упорным трудом всё же создаёт красоту, вот тогда он уже выходит на уровень мастера. Это и есть тот момент, когда он сам может сказать, что состоялся. Состоялся как мастер, способный создать прекрасное.
Есть ли критерий достижения уровня мастера? Есть. Но он в самом художнике, а не в зрителях, его окружающих. Помните, у А. Пушкина о художнике: "Ты сам свой высший суд". Только сам художник может сказать состоялся он или нет.
2 эксперта согласны
хороший ясный ответ
"Но мастер не ремесленник. Ремесленничество никогда не выходит на уровень красоты. Это может быть точно, ловко, быстро, технически совершенно..",- мастер, как раз, всегда ремесленник в основе своей. Просто это его базис, а не итог. Большой мастер всегда столь же большой ремесленник, хотя он и гораздо выше самого ремесла. Но без него, увы, любой мастер - дилетант.
Вадим! Разумеется, в основе любого мастерства лежат ремесленные навыки. Но если ремесленник не преодолеет в себе ремесленника, то мастером он не станет. Ремесленник всегда работает по шаблону (в хорошем смысле слова). Он может работать великолепно, интересно, точно, но он не создаёт нового, которое потом другие ремесленники будут использовать как основу для своей работы, как шаблон. Ремесленник работает так, как его научили. И другого может научить тому же. Попробуйте сравнить музыку А. Сальери и В. Моцарта. Музыка Сальери ведь неплоха. Построена по всем канонам музыкальной композиции. Но и только. Он не выходит за пределы самого себя. Не случайно Пушкин назвал его ремесленником. А Моцарта - "служителем прекрасного".
При этом я далёк от того, чтобы считать ремесленный уровень недостаточным. Это не только основа мастерства, но и основа жизни. Если бы все вдруг стали творить новое, что стало бы с нашей жизнью, которая во многом построена на репликации и шаблонах?
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн). Отдаленная древность. Гиперборея. Мировой...  · 12 нояб 2021
Художник-современник (живущий в своем времени) скорее всего воздержится сказать вслух:"Я есть движитель и генератор исканий своего времени, меня держитесь!", если он и скажет что-то подобное, то будет осуждаем. Хотя, я здесь, конечно, и неправ: в живописи, например, Матисс прекрасно знал свое место в современном искусстве и не прибеднялся зря. На любой выставке, где... Читать далее
Благодарю Вас за такой полный и интересный ответ...Действительно, каждый художник индивидуален, и в каждом... Читать дальше
Абстрактный художник, автор и руководитель студии "Арт-Эстетика"  · 13 окт 2021  ·
yas_seleznev
На мой взгляд, каждый человек представляет свое время, органично являясь его медиатором. Художник волей или неволей выражает тенденции, состояния, настроения. Только диапазон их велик. Мне кажется, чтобы быть действительно голосом настоящего, необходимо воспринимать актуальное, чутко реагировать и говорить о самом важном, о том, что автор считает главным, истинным. Техни... Читать далее
Абстрактная живопись и графикаПерейти на t.me/yas_seleznev
Благодарю Вас за полный и интересный ответ!
Два десятка годиков ветра носили по северам, да по пустыням. По образованию геофизик, по...  · 25 окт 2021
Достаточно вдохновения. Мастерство - такое себе, понятие. Художник "состоялся" когда его работы - трогают душу. Мастерство немаловажно, но, конечное восприятие произведений - только от души. Ну, согласитесь, кому интересны, мастерски выполненные, чертежи Медного Всадника? А сама скульптура? Результат, с вложенной душой, всегда, всегда важнее проекта. Я влюбляюсь в... Читать далее
Это - студия изобразительного искусства, галерея и мастерская художника-живописца Анны...  · 14 окт 2021  · izo-graf.wixsite.com/mysite
Нет, художник вообще ничего не должен. Но он невольно становится пульсом именно своего времени, потому что он в этом времени живёт, творит. Иначе просто не получается. Мастерство - это важнейший из составляющих состоятельности профессионала. Без мастерства невозможно быть профессиональным художником.
Учусь, пишу книгу и в принципе кайфую  · 14 окт 2021
Для начало хотелось бы знать что вы понмаете, кто такой "художник"? Это может быть поэт, да и просто челок. Ибо каждый в своём роде художник. Но если вы имеете ввиду человека, котрый пишет картины, то могу скзать что не должен. Его Карины должны иметь смысл, а главное что бы ему самому нравилось. Даже если он будет не очень хоршими художником, то если в нем увидят... Читать далее