Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Реально ли объяснить, что вера не равна неверию, а мнение не равно вере?

И что на вопрос Есть ли бог? атеист вполне может ответить Не знаю, и не нуждаюсь верить в его наличие или отсутствие.
БогВера+2
  · 1,2 K
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных, СТЭ, этология.  · 3 нояб 2022
Объяснить реально всё. Но только человеку - готовому воспринимать. 
Воспринимать логику и доказательства. Дифференцировать понятия. Отличать субъективные ощущения от объективных явлений и законов.  
Как правило - люди нашей Страны - всех безбожников ОГУЛЬНО определяют в атеисты. Не заморачиваясь… 
А разных безбожников - очень много! 
Апатеисты и антитеисты, циники и скептики, 
Нигилисты и игтеисты…
То есть любой атеист, конечно, безбожник - да не каждый безбожник является атеистом. 
Чтобы выделить атеистов из всего массива безбожников - нужно понимать, что делает безбожника атеистом - только СОВОКУПНОСТЬ двух оснований: 
  • Методологическая основа - научный скептицизм, ОТКАЗ ОТ ВЕРЫ, как некритичного способа принятия информации. В пользу доказательств.
  • Этическая основа - гуманизм 
И не нужно примитизировать атеизм - сводя его к этимологии -
А - отказ, Теос - бог. 
Атеизм уже давно перерос эти детские пелёнки. 
АТЕИЗМ (греч. а — отрицание и theos — Бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. А., с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения. А. изучает историю атеистической мысли, формы, методы и средства формирования материалистического мировоззрения. В А. прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая, задача которой состоит в аргументированной критике религии, и созидательная, стремящаяся на материалистических основаниях утверждить бытие человека, его подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал как личности. Поэтому неправомерно сводить атеизм лишь к этимологии этого слова (безбожию), к его критической стороне, лишь к голому отрицанию религии, ибо в противном случае он сам превращается в своего рода религию. В структуру критической составляющей А. входят философская критика религии (основанная на логико-аналитическом опровержении доказательств бытия божьего), естественнонаучная критика религии (представляющая собой естественно-научно фундированное опровержение религиозной картины мира) и историческая критика религии (центрирующаяся вокруг проблемы роли церкви в социальном процессе). 
Новейший философский словарь АТЕИЗМ 
Атеизм основывается на принципе гуманизма, т. е. на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.
Здесь важно то, что первична именно человеческая, а не божественная сущность. Важны права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из сомнительных религиозных установлений и заповедей.
Атеизм - мировоззрение, а не философия или прикладная идеология. Именно поэтому, он не может обойтись без серьёзной этической базы. Философия гуманизма и человеколюбия не только уже хорошо разработана, но и как нельзя лучше подходит, чтобы противопоставить её сомнительной религиозной морали. 
Ещё одним серьёзным заблуждением относительно атеизма - страдают люди постсоветского пространства. Они отождествляют атеизм с коммунизмом… 
Всё от того, что коммунисты самоназывались атеистами. Но таковыми они быть не могли. Как раз потому, что не соответствовали первому основанию - ОТКАЗУ ОТ ВЕРЫ… Коммунисты - это люди верующие в идеи коммунизма. Иногда - фанатично верующие. А фанатизм, как вы помните - производное ВЕРЫ, а не неверия. 
По сути - коммунизм - это идеология с признаками религии: догмат, культ, атрибутика. 
И, как и положено верующим одной религии - жёстко и жестоко вытесняли из социального пространства - адептов других религий… 
Человек, склонный к вере, с детства привыкший руководствоваться некритичным способом принятия информации (хоть о боге, хоть о коммунизме) - не способен, в большинстве случаев, перейти на уровень критического, рационального мышления. Зато вполне способен поменять одну веру - на другую. Например, как это сделали современные коммунисты Зюгановцы - поменяв веру в отсутствие бога, на веру в его наличие… 
Ах, Елена! Вы в очередной раз - ну сколько можно! - нанесли удар по моему самомнению: я то думал, что это моё... Читать дальше
@Виктор Барбаш,  Источник цитаты:
Николай Баранов
Лекция 10. Тоталитарный режим
Информация о материале
Опубликовано: 18 июня 2016
Тема 10. Тоталитарный режим
1.2. Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания.
Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали установление общества «светлого будущего» с определяющей ролью пролетариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германскую расу, которая должна была занимать центральное место в построении «рейха». Таким образом, независимо от занимаемого этими идеологиями места в идейно-политическом спектре, все они становились орудием обеспечения интересов социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.
Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.
Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с авторитетом сильного лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».
Мифологические идеологии чрезвычайно конфронтационны. Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. Одна из их главных задач — развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из политической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связываются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исходя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оппонентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, — «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные борцы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.
Примечательно, что интенсивность репрессий не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху.
Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
Елена, вы приводите об атеизме цитату из словаря. Атеизм - это
философско-материалистическое учение. (...) способствует формированию у людей материалистического мировоззрения... изучает... методы и средства формирования материалистического мировоззрения.
А потом пишете, что
Атеизм - мировоззрение, а не философия или прикладная идеология.
Так что такое у вас атеизм? Философское учение, которое способствует мировоззрению, или "мировоззрение, а не философия"?
Мировоззрение и учение - это не одно и то же.
Словарное определение - это словарное определение.
А моё мнение -
Атеизм - мировоззрение, а не философия или прикладная идеология.
И тоже основанное на совокупности других словарных определений. Никаких противоречий.
Как вы считаете - какое из высказываний правильное?
  1. Вода - это жидкость без цвета и запаха
  2. Вода - это диполь, состоящий из атомов водорода и кислорода?
Конечно, атеизм - это научно-материалистическое МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Что не мешает ему, ПРИ ЭТОМ, быть и философски-материалистическим УЧЕНИЕМ.
Почему мировоззрение не может выливаться в философское учение?
евангельский христианин, преподаватель в itcm.ru  · 29 окт 2022
Проблема в том, что некоторые люди любят использовать весьма расширенные определения терминов. Например, атеист для них это и скептик, и знаток науки, и просветитель, и в целом весьма культурный, толерантный, благочестивый и воспитанный человек, лишенный предрассудков и готовый с легкостью поменять свои убеждения при обнаружении новых фактов. По сути же, атеист это тот... Читать далее
Вы тоже различий между верой и неверием, между верой и мнением не наблюдаете?
Писатель, философ, художник, музыкант  · 7 нояб 2022
"на вопрос Есть ли бог? атеист вполне может ответить Не знаю…" Не может!!! Если он так отвечает, значит, он не атеист. Может, это агностик, или кто ещё, но не атеист. Атеист - тот, кто не верит в существование бога и/или отрицает его.  Реально ли объяснить что-либо боговеру? Зачастую нет! Просто потому, что он не хочет принимать никакие аргументы от атеиста. Ему... Читать далее
Христианство восточного исповедания. История, наука, религиозное и историческое наследие...  · 1 нояб 2022
Объяснить то можно, донести нельзя. Потому что вера это не слепое чувство, а опыт реального соприкосновения с Богом, а неверие это отсутствие такого опыта. Приходилось часто наблюдать долгие и бесплодные дискуссии верующих с неверующими, а так же внезапное перерождение махровых атеистов в глубоко верующих людей без всяких доводов и доказательств, лишь по причине... Читать далее