Ого, какой философичный и теологичный вопрос...
Задумался, что в данном случае означает "знать".
Опустим для ясности, как говорится, что я ни одного доказательства не помню. Хотя прочёл и продумал их десятки, а слышал сотни... наиболее известны доказательства Канта и Фомы Аквинского, по-моему, но я не помню и их.
Куда существеннее то, считаю ли я их доказательствами. Или считал. И если, предположим, доказательство мне известно, значит ли это, что я его действительно знаю?
Посмотрим на Ваше:
Бог не участвует ни в одной физической реакции: не толкает машины, не проливает дождь, не управляет людьми
– для меня это рассуждение выглядит странным. Поскольку уже сказано, что это доказательство несуществования Бога и богов, неупоминание последних заставляет меня думать, что они по определению зависят от Бога, просто это определение "в другой книжке".
Из-за этого ещё более неясно, кто такой Бог. О чём речь. Словосочетание "физическая реакция" для меня тоже странно, хотя это Вы немного разъясняете. Немного – потому что:
- разъясняете на примерах, определения нет
- примеры относятся не к самому понятию, а к "участию Бога" в нём
- разъяснение сливается с индуктивным выводом (то есть примеры одновременно служат аргументами)
Предположим, я соглашусь и с Вашими примерами, и с тем, что из них следует утверждение "Бог не участвует..." – следует ли отсюда, что Его нет? Вернее, что Его именно не существует. Вместе с богами.
На мой взгляд, здесь явно "чего-то не хватает". Например, предварительного уведомления, что существование подразумевает обязательное участие хотя бы в одной "физической реакции".
Тем не менее, мне Ваше рассуждение нравится. В моём понимании тоже существование предполагает участие в реакциях. Точнее, участие во взаимодействии – с чем бы то ни было иным или самим собой.
И я тоже считаю существование богов зависимым от Бога. Только наоборот: если Бог един, то других богов или нет, или они боги в каком-то ином смысле, не равные Ему.
Хорошо бы нам с Вами ещё понять, что такое Бог. Или кто Он. А то доказательство получается "ни о чём".
Например, в некоторых традициях Богом называется всё существующее, как целое (насколько помню).
То есть, грубо говоря, Единое.
Поскольку (как я думаю) мы с Вами договорились, что существование подразумевает участие во взаимодействии, возникает интересный парадокс. С чем это Единое могло бы взаимодействовать, если больше ничего нет?
Взаимодействие подразумевает взаимоизменение, не так ли. Одно меняется под воздействием другого. Или самого себя.
Может ли Единое меняться благодаря взаимодействию в себе или самовоздействию на себя самого?
Почему нет, может. Однако мы судим о действии по изменению. Поэтому только изменённое Единое "знает" о существовании себя как действующего (причём только потому, что как действующее тоже изменено).
Следовательно, как существующее Единое всегда "в прошлом" – по отношению к знающему. А это значит, что Оно может судить о себе только как о существовавшем (если разделяет нашу позицию "существовать значит взаимодействовать").
Следовательно, его всегда либо уже нет, либо ещё нет. Наблюдаемое "участие в реакциях" (взаимодействии) – в прошлом, а говорить о существовании наблюдающего (знающего) в настоящем и будущем нет оснований.
А значит – Его нет никогда.
Как по-Вашему, доказано?..