Процессный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через Бизнес процессы, где Бизнес процесс это устойчивая (многократно повторяющаяся) деятельность, преобразующая ресурсы (ВХОДЫ) в результаты (ВЫХОДЫ). В рамках Процессного подхода предполагается выделение проблемного Бизнес-процесса и его участников, назначение одного из участников Бизнес-процесса Владельцем и делегирование полномочий и ответственности по управлению данным Бизнес процессом ему.
Зачем потребовался (почему возник Процессный подход)?
В менеджменте существует еще два подхода к управлению: функциональный, проектный:
- Функциональный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через функции. Функция – подсистема организации, выделенная по принципу схожести работ, выполняемых сотрудниками. Существует четыре основных функции в организации: маркетинг, производство, персонал, финансы, все остальные считаются вспомогательными (юристы, АХО и т.д.). В рамках функционального подхода к управлению, система (организация) делится на функции (под функции), во главу которых ставятся функциональные руководители, наделяемые полномочиями и ответственностью по их управлению. Функциональный руководитель отвечает за максимально результативную и эффективную деятельность вверенного ему подразделения. Данный подход к управлению применяется для управления регулярной (многократно повторяющейся) деятельностью, как и Процессный подход.
- Проектный подход к управлению (для не проектных организаций) – делегирование полномочий и ответственности через проекты, где проект это «разовая» (не регулярная)деятельность, для реализации которой создается кросс функциональная команда, один из участников которой назначается руководителем проекта, другой - главным инженер проекта (при необходимости). Полномочия и ответственность, связанные с достижением целей проекта (результативность и эффективность), делегируются руководителю проекта.
В чем «изюминка» процессного подхода и зачем он нужен? Почему, в некоторых ситуациях, для управления регулярной деятельностью нельзя обойтись только функциональным подходом?
В средине прошлого века в менеджменте стали активно применять принципы системного подхода, который рассматривает окружающий нас мир как совокупность взаимодействующих компонент. Один из основных законов системного подхода: точка «оптимальной работы всей системы» не соответствует «сумме точек оптимальных работ подсистем». Функциональный подход к управлению предполагает максимизацию результативности и эффективности всех отдельных участников Бизнес процесса. В такой ситуации совокупный Бизнес процесс будет далек от максимальной результативности и эффективности.
Рассмотрим компанию, производящую и продающую фломастеры. Для максимальной результативности и эффективности продавцам компании необходимо иметь очень большое количество производимых и продаваемых цветов фломастеров (чем больше, тем лучше для удовлетворение самого широкого спроса). А для производственного подразделения максимальная результативность и эффективность достигается при выпуске фломастеров одного цвета (отсутствие потерь на перенастройку и мойку оборудования, более простые учет и хранение сырья). Наилучший же совокупный результат для работы всего предприятия в целом будет находиться между этих двух значений (например12). Получается, что если производственники и продавцы будут работать «немного» не оптимально, то совокупный результат от этого выиграет. Процессный подход предполагает настройку не оптимальности подпроцессов для достижения максимальной оптимальности Бизнес процесса в целом. Кроме настройки не оптимальности подсистем, с помощью инструментов процессного подхода производится перепроектирование Бизнес процесса (изменение топологии, последовательности этапов, изменение требований к ресурсам и результатам и т.д.) для его улучшения. Перепроектирование бывает «революционным» - реинжиниринг и «эволюционным» - инжиниринг.
Система процессного подхода к управлению предполагает наличие следующих подсистем:
- Выделенный Бизнес процесс – объект управления с определением границ данной системы (контекст – внешнее окружение; подсистемы и компоненты, входящие в систему; потребляемые ресурсы и получаемые результаты и т.д.)
- Ключевые Показатели Эффективности (KPI/ КПЭ) – система ИЗМЕРИМЫХ показателей, отражающих результативность и эффективность Бизнес процесса и используемых для управления Бизнес процессом (планирование, контроль, мотивация)
- Владелец Бизнес процесса – участник Бизнес процесса, которому делегированы полномочия и ответственность по управлению Бизнес процессом
- Регламент Бизнес процесса – описание объекта управления в объеме, необходимом и достаточном для всех заинтересованных лиц. В первую очередь для участников Бизнес процесса, его Владельца и контролеров
- Система мотивации участников Бизнес процесса на достижения плановых KPI
Отдельно хочу остановиться на подсистеме "Владелец Бизнес процесса". Это самый "краеугольный камень" внедрения Процессного подхода в российских компаниях. Владелец Бизнес процесса – это участник (еще раз подчеркну – участник!!!) Бизнес процесса, которому делегированы права и ответственность за результативность и эффективность вверенного Бизнес процесса.
Как выбирать Владельца Бизнес процесса из списка участников? Для ответа на данный вопрос проводится оценка участников Бизнес процесса по следующим критериям:
- Близость к ВЫХОДУ Бизнес процесса. Данным критерием руководствуются, прежде всего, когда есть проблемы в обеспечении Результативности Бизнес процесса. Предполагается, что чем ближе участник Бизнес процесса к результату, тем понятней для него нужды потребителя, и со своей позиции он сможет эффективно бороться за результативность Бизнес процесса
- Величина ресурсов, потребляемых под руководством данного участника в рассматриваемом Бизнес процессе. Данным критерием руководствуются, прежде всего, когда есть проблемы обеспечения Эффективности Бизнес процесса (обеспечение оптимального расходования ресурсов)
- Формальный уровень в иерархии функциональной системы управления участника Бизнес процесса. Важность данного фактора особенно высока, на этапах внедрения процессного подхода, когда организационная культура противодействует матричной структуре управления, создаваемой при использовании процессного подхода.
- Общая менеджерская квалификация участников Бизнес процесса. Владельцу Бизнес процесса придется управлять многофункциональной командой.
Назначение Владельца БП - самый сложный момент для Российских компаний. Отсутствие едино начальства (Владелец БП, конкурирует за ресурсы с Функциональным руководителем) в регулярной деятельности – это очень сложно представить российскому менеджеру. Причем, обычно это приходится «представлять» на фоне достаточно авторитарного стиля управления. И начинаются всякие ухищрения, существенно снижающие эффективность процессного подхода:
- Часть компаний (из моего опыта) разбивает Бизнес процессы по границам функциональных подразделений и назначает владельцем руководителя этого подразделения, что существенно ограничивает границы использования возможностей инструмента и не позволяет решать кросс функциональные проблемы.
- Другие компании - просто отказываете от создания института Владельцев Бизнес-процессов. Провели проект оптимизации БП настроили процесс, создали регламент и на этом закончили. Орган управления БП не внедрили.
И первый и второй вариант - это "не полное" внедрение Процессного подхода, но даже при таком урезанном внедрении можно решить некоторые проблемы
Обращаю особое внимание на следующее: разработка и внедрение процессного подхода к управлению достаточно сложная и ресурсоемкая задача! Поэтому он должен применяться только для ограниченного количества наиболее проблемных Бизнес процессов!!! Даже простое описание всех Бизнес процессов компании - не реализуемая задача; тем более невозможно применить процессный подход для всех процессов компании. При принятии решения о применении Процессного подхода мы всегда должны соотносить получаемый эффект с его стоимостью.
В современном менеджменте существует большое количество систем регулярного менеджмента, основанных на процессном подходе: СМК (ISO), СМК (6 СИГМА), Бережливое производство, «Картирование», ССП (BSC) и т.д. Внедряя любой из них, постарайтесь не забыть о сущности и важности каждой подсистемы Процессного подхода.
Более детальное описание Процессного подхода (с примерами) -
здесь.
Разрабатываю и внедряю системы управления с применением Процессного подхода